ДУХОВНОМУ РОСТУ НЕТ ПРЕДЕЛА*

 

Болезни — Божий призыв к покаянию**

Мы много говорили о болезнях, о раке особенно. Этим летом старец был в курортном

месте Пролом, близ Куршумлии, где несколько человек вылечились от рака. Старец расска-

зывал об одном пациенте, у которого был рак носа в запущенной стадии; спустя несколько

месяцев, проведенных там, от рака остался лишь небольшой шрам.

Конечно, необходимо  верить в целебность воды, в этом  действительно  нет причин со-

мневаться. Но важнее всего, как больной принимает известие о своей болезни. Очень важно,

чтобы болезнь была принята им спокойно; если он не боится и не беспокоится, опухоль будет

расти медленно, если вообще будет расти, в то время как страх и волнение ускоряют ее рост.

Если  же  он  спросит  себя  о  глубинном  смысле  возникновения  своей  болезни,  то  встанет  на

лучший путь — возможного излечения и, что важнее всего, исправления исказившегося пути

своей прежней жизни.

Я вспомнил недавно прочитанный мной доклад японских врачей, который они подгото-

вили для Мирового конгресса врачей-психосоматиков в Риме. Они опубликовали историю бо-

лезни десяти больных раком, преимущественно в запущенной стадии, которые, кроме двух

из них, без какого-либо врачебного вмешательства излечились. Большинство из них были ре-

лигиозными людьми и восприняли свою болезнь спокойно, увидев в ней призыв к исправлению

прежней жизни.

Отец  Фаддей  говорит,  что  самая  тяжелая  болезнь,  к  которой  склонны  все  люди,  —

прелесть,  и  телесные  болезни  служат  человеку  предостережением.  Человек  противится

болезни,  он склонен к ропоту и отказу видеть в ней смысл,  но все-таки здоровый человек,

полностью здоровый человек, быстрее теряет связь с Богом, чем больной.

 

Духовному росту нет предела

Другой частой темой наших  бесед было  человеческое стремление к Богу и духовному

росту.

Нет никакого сна до Страшного Суда, как говорят некоторые сектанты. Как дух может

спать?  Он постоянно бодрствует и действует. Наше  тело не  успевает за духом, поэтому ему

необходим  сон,  во  время  которого  тело  известным образом  отделяется от духа и предается

сну  и  восстановлению.  Во  время  сна  дух  пребывает  в  своем  мире,  там  он  может  соприка-

саться с духовными мирами, с душами умерших. Утром человек редко помнит, что он видел,

но во сне, словно в кино, показывается то, чем занята душа человека днем.

Богу трудно нам явиться, потому что человек — словно разбитое зеркало, в котором ду-

ховные   послания  преломляются  фрагментарно  и  всегда  по-разному,  каждый  принимает

столько, сколько позволяет  ему  его  зеркало, с  которым он приходит в мир. Христос пришел

на землю, чтобы наше зеркало вновь стало целым и ясным и отражало Бога.

Конечно, не все могут воспринять и принять в себя Бога. Наше теперешнее тело не спо-

собно выдержать Свет. В этом возможная причина того, что святые, которые всю жизнь бо-

ролись  с  искушениями  и  победили  их,  получив  после  этого  просветление,  довольно  быстро

уходили в иной мир. Велика их радость там, ибо общаются с другими подобными им душами

и воспевают Бога и при этом сохраняют свою личность. Ум, воля и сердце святых людей соб-

раны  воедино,  в  то  время  как  у  остальных  они разъединены, и отсюда многие  несчастья  в

человеческой жизни. Внутренний свет в духовных людях, который поднимается из сердца и

наполняет всего человека, — это любовь. Только любовью человек может приблизиться к Бо-

гу, Который Сам есть Любовь. Духовный рост человека и приближение его к Богу бесконеч-

ны, ибо Бог не только непостижим, но и недостижим. Однако в любви мы ближе всего к Бо-

гу. В Евангелии сказано: «В доме Отца Моего обителей много». В зависимости от степени ду-

ховного роста здесь на земле, после смерти мы получаем обитель и родственную душу, с ко-

торыми будем  жить дальше. Не  все равно, кто чего хотел и за что боролся на земле. Духов-

ный человек борется за духовное, за вход на Небо, а телесный — за земное, тленное. На пер-

вый взгляд кажется, что разница между тем, кто верил в идею справедливости на земле, за

нее боролся, и даже отдал жизнь, и тем, кто верил в Небо и Небесную правду, которая нико-

гда не осуществляется здесь на земле, небольшая. Но все-таки разница велика, и поэтому на-

ряду  с  видимой  верой,  благородством  и  жертвой  того,  кто  ищет  земной правды, следствие

его  заблуждения  продолжается  и после  его смерти. Родственная душа нужна и там и здесь,

 

*  Эта  и  три последующие главы являются фрагментами бесед старца Фаддея с психологом В. Еротичем

с 1978 по 1994 год. (Прим. изд.)

** Беседы в монастыре Туман, 1978-1981 годы. (Прим. изд.)


 
 

 

поэтому, когда найдете  родную  душу  здесь, останьтесь  с  ней, потому  что дружить с едино-

мышленником — большая радость.

На мое  замечание,  что  монахи  в  одном  крупном  монастыре  не очень дружны между

собой, отец Фаддей улыбнулся и ответил, что это действительно так, но это потому, что

они лишь внешне единомышленники.

Большинство и в монастыре сохраняют свои привычки, эгоистические цели и желания.

Поэтому многие святые покидали монастыри и искали уединения.

Я спросил: «Что правильно — уйти или остаться в монастыре?»

Это  хотели  знать  и  они,  и  получили  из  духового  мира  ответ,  что  оба  пути  правильны,

когда есть дух любви.

 

Проклятый вопрос

Однажды я шел с отцом Фаддеем от монастыря Туман к скиту преподобного старца

Зосимы Синаита, который, согласно преданию, подвизался здесь в XIV веке. По дороге мы го-

ворили на разные темы. Поняв, что меня мучает «проклятый вопрос» о происхождении зла,

почему страдают праведники, а грешники живут в свое удовольствие и подобное, отец Фад-

дей сказал, что человеческий ум не может принять и понять то, что его превосходит. Если

же  все-таки может  понять нечто  «потустороннее», то только когда смирится. При этом

отец  Фаддей  сослался  на  слова  Господа  в  Евангелии  от  Иоанна,  обращенные  к  Никодиму,

смысл которых таков: «Если не понимаешь земных вещей, как поймешь Небесные?»

Человек должен достичь святости, чтобы ему что-то открылось.

Так, например, святому Нилу Мироточивому, который жил в XVII веке, открылось, что

антихрист родится  в еврейском  народе, неестественным образом. Далее  он предсказал, что

его изображение предстанет перед всеми народами в виде говорящего изображения (что по-

хоже на изображение на экране телевизора), он будет кроток, как ягненок, и соблазнит мно-

гих, пока не обретет власть. Предрек и то, что кардиналы восстанут против папы, монашест-

во  исчезнет,  потому  что  и  оно  повредится.  Признаки  склонности  монахов  к  материализму

святой Нил почувствовал уже в то время — желание иметь собственное имущество, взаимная

критика братьев, в то время как известно доброе монашеское правило: что бы ни сделал твой

брат-монах, не обращай внимания, не твое дело предостерегать или укорять его.

 

Кризис монашества

Когда в юности отец Фаддей собирался стать монахом, ему говорили, что он идеали-

зирует  монашество  и  такое  монашество  он  может  найти  только  в  русском  монастыре

Мильково. Там он действительно встретил русских монахов. Эта встреча стала решающей

в его желании принять монашество.

Сегодня, по мнению отца Фаддея, монашество переживает упадок, особенно в Сербии,

потому что в период между двумя Мировыми войнами ничего не было сделано для поднятия

веры народа, в отличие от Румынии, где даже коммунисты стали крестить детей. Вместо

этого  некоторые наши священники начали заниматься политикой и подавали  народу пло-

хой пример.

 

©Хмурый период»

Однажды я рассказал старцу Фаддею о все более резких негативных переменах в моем

духовно-душевном настроении.

Это как наступление вражеского войска, атаки которого все чаще и ожесточенней. Но

как только приблизится такой темный период, самое  важное  — сразу же  отсечь прилог, по-

тому что стоит лишь однажды принять негативную мысль, и начинается борьба, которая мо-

жет затянуться надолго, а исход ее неизвестен. Но если сразу отвергнуть его, борьбы не про-

исходит, темные силы отступают, а мы приобретаем опыт. Как иначе мы сможем понять бе-

ды других людей, если сами не были в беде? Чем тяжелее испытание, тем лучше мы понима-

ем, что мы ничего не можем без Бога. Невозможно достичь устойчивого мира в душе, радо-

сти и утешения без Бога. Человек — глубоко падшее существо, для его спасения недостаточно

закона, необходимо было, чтобы Бог Сам сошел на землю и указал нам путь спасения.

 

Борьба против гнева

Как нужно бороться против гнева? Этот вопрос отец Фаддей затронул сам, как будто

зная, что я собирался его задать. Он привел мне в пример двух святогорских монахов, кото-

рые 14 лет боролись с искушением гнева. Однажды одному из них явился Господь Иисус Хри-

стос и сказал, что гнев побеждается отказом от собственных желаний и своей воли.

Если мы не будем ставить себя на место судьи и превозноситься перед другими, гнева

не  будет.  То  же  самое  и  с  немирностью;  наши  немирные  мысли  вызывают  беспокойство  у


 
 

 

людей, с которыми мы общаемся. Необходимо научиться владеть своими мыслями, вносить в

них  порядок,  тогда  и  мысли  других  людей  не  повредят  нам.  Нужно  научиться  Христовой

простоте. Часто бывает, что когда мы собираемся навестить кого-то, то уже наперед думаем,

что, возможно, мы помешаем ему, и тогда наш визит не получается таким, как нужно, пото-

му что приходим в смущении и производим на того, к кому пришли, отрицательное действие.

Нет  смирения,  пока  сердце  не  успокоится  и  не  начнет  бесстрастно  воспринимать

внешнее  воздействие.  Такого  состояния  добиться  нелегко, и оно  означает не  бесчувствие  к

боли и страданию других, а равнодушие к нашим собственным требованием, которые часто

служат причиной наших страданий.

 

История идет к завершению

Все-таки история идет к завершению; и если бы не было искренних молитв верующих,

то давно бы наступил Апокалипсис и Страшный Суд. Существует мысль, что уже шестой век

после  Рождества  Христова  мог  стать  последним  в  истории,  но  молитвы  святых  продлили

жизнь мира. Со  временем  будет все  меньше истинных христиан, все  меньше усердных мо-

литв  и все  меньше  возможности отложить конец  мира. Безбожная  волна современности не

пощадит  ни  одного  государства. Мы больше  не  можем  ожидать, что  какая-то  страна, даже

православная Россия, воссияет светом для всего человечества. В России, где я был два меся-

ца назад, и дальше оказывается большое давление на Церковь и веру. Это, с одной стороны,

помогает людям стать и остаться верующими и спастись, но сатанинское зло овладело и Рос-

сией, и, когда там больше  не  будет сегодняшнего режима, которым недовольны все больше

людей,  это  не  значит,  что  придет  христианская  власть.  Все  в  большей  опасности,  и  право-

славная Греция, она с трудом противостоит влиянию Запада. Вся современная цивилизация

направлена на отвлечение  внимания человека, особенно молодого, от самого себя, от своего

сердца, от истинных ценностей. Материалистическая культура отвлекает его от взгляда в се-

бя, предлагая ему бесконечные развлечения и заботы извне, и душит духовные ценности.


 
 

 

ОТДАТЬ ВСЕ В РУКИ БОЖИИ*

Осенью  1981  года  отец  Фаддей  перешел  в  монастырь  Витовница,  расположенный  на

окраине одноименного села, в котором он родился. Старец не рассказывал о том, что стало

причиной его перехода в этот монастырь; он выглядел физически крепким, в его облике были

видны  радость  и  смирение.  На  мой  вопрос  о  самочувствии  отец  Фаддей  отвечал  словами

давно покойного студеницкого старца Феоктиста, который когда-то на тот же вопрос от-

ца Фаддея ответил: «В юности я досыта наелся, вот теперь пережевываю».

 

Все начинается с мысли

Старец Фаддей говорит, что мысль — начало всему. Все зависит от мысли, от ее из-

менчивости и непостоянства. Отрицательные мысли, которые приходят каждому из нас,

необходимо отторгать как можно быстрее, потому что если они «спустятся» в сердце, за-

хватят чувства и смешаются с ними, то станут намного опаснее и побороть их будет на-

много труднее. А если к ним присоединится и воля — свободное решение человека носить и

развивать в себе это смешение дурных мыслей и чувств, и даже претворить его в действие,

— тогда грех полностью воцарится в человеке и освободиться от него крайне трудно. Ста-

рец рассказывал о себе, что он еще ребенком обратил внимание на то, что, когда к его игре

примешиваются  другие  мысли  и  заботы,  игра не  приносит  радости.  Уже  тогда он  решил,

что когда станет взрослым, он научится направлять свои мысли только в одном направле-

нии  —  в  том,  в  каком  он  сам  захочет.  Этот  опыт  и  такое  решение  неожиданно помогли

ему, когда он стал послушником в монастыре Мильково в ранней юности.

 

Дар Иисусовой молитвы

Вскоре  после  прихода отца Фаддея в монастырь кто-то из русских монахов, которых

было много в обители, простым языком объяснил юному послушнику, что значит «Иисусова

молитва». Он стал упражняться в ней, и спустя относительно краткое время молитва на-

чала совершаться в нем постоянно. Что бы он ни делал, он просто жил ею; но тогда он еще

не понял, какую обрел благодать.

После смерти настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который был еще не

стар, начались мучительные переговоры монахов о том, кто станет его преемником. В эти

разговоры  вовлекли  и  отца  Фаддея;  тогда  он  потерял  дар  непрестанной  молитвы  только

потому, что заботы о преемстве целиком захватили его.

 

Все предать в руки Божии

Дважды за то время, когда он был духовником монастыря Печская Патриархия, он пе-

режил тяжелый нервный срыв. Его била дрожь, он очень ослаб и был охвачен безотчетным

страхом. После этого он понял, что должен изменить образ жизни, что в его жизни должно

быть как можно меньше беспокойства, особенно о самом себе, понял, что мы слишком бес-

покоимся  о  себе;  и  только  человек,  полностью  предавшийся  в  волю  Божию,  может стать

радостным и мирным. Позже он очень старался предавать все в руки Божии.

Гордость — большой человеческий порок, а как он открывается в человеке? Как только

мы почувствуем себя обиженными — мы во власти гордости. Когда мы недовольны тем, что

нам кто-то что-то не так сказал, неважно, прав человек или нет, мы во власти гордости.

* Беседы в монастыре Витовница с 1982 по 1992 годы. (Прим. изд.)

 

 

НА ЗЛО НЕЛЬЗЯ И НЕ ДОЛЖНО ОТВЕЧАТЬ ЗЛОМ*

Отцу Фаддею семьдесят три года. Я не замечаю в нем никаких перемен: он приветлив,

полон  радости,  добр  ко  всем,  гостеприимен,  скромен  —  одним  словом,  такой,  каким  мы

представляем себе настоящего христианина.

В  обществе  священника  Г.  и  его  супруги  —  удивительной  христианки,  смиренной  и

полной снисхождения, — отец Фаддей говорит об изворотливости человеческого сердца, а на

самом деле —  о  человеческой надменности,  которую  могут смягчить только страдания и

беды, чтобы душа в смирении пришла к Господу.

Затем говорит о двух причинах, по которым Бог забирает у родителей детей, — или

чтобы  ребенок  не  стал преступником, или, если ребенок добр и кроток, чтобы направить

родителей после его потери на христианский путь (отец С. и М. — его супруга потеряли ре-

бенка).

Батюшка приводит свой пример, говоря о том, что всю жизнь был болезненным и стал

чувствовать себя много лучше только недавно, когда искренне примирился со смертью: «Все

то, что мне казалось несчастьем и бедой для себя, на самом деле было благодатью и вышло

к добру».

 

Не Бог, а человек не прощает себя

Воспоминание о совершенном грехе не значит, что грех не прощен, это лишь временное

предостережение  для  нас,  чтобы  мы не  гордились. На самом  деле  не  Бог, а сам  человек не

прощает себе, и это опять же по гордости. Верным знаком того, что грех прощен, служит то,

что он больше не повторяется и что душа человека спокойна. Важно, как человек живет по-

следние годы жизни — богоугодная жизнь в старости изглаживает прежние грехи.

 

Реинкарнация — бесовская прелесть

Идея  реинкарнации  навязана  азиатским  народам  низшими  духами,  чтобы  не  дать

придти в Азию Христу. Зачем тогда нужно пришествие Христово в мир, если существует ре-

инкарнация!  Иллюзию  об  узнавании  так  называемых  прежде  известных  мест  и  людей  из

прошлой жизни можно объяснить «странствием» нашего духа во время сна, который запоми-

нает  увиденные  картины,  и  эти  картины  могут  всплывать  в  памяти  (хотя  и  необязательно)

спустя много лет.

 

* * *

Есть кроткие, мягкие и добрые люди — в этом их награда от Господа. Но много больше

других людей: изворотливых и жестких, которые  должны пройти через многие  беды, но ко-

торые с каждой победой над злом в себе обретают радость, как чудную Божию награду.

 

Радостному человеку ничто не в тягость

Крепкая вера в душе человека неминуемо вызывает и требует молитвы, а многолетняя,

горячая молитва непременно рождает любовь. А цель человеческой жизни — не что иное, как

очищение  сердца,  чтобы  оно  воспело  радостно.  Молитва  сердца  ведет  к  радости  сердца.  А

радостному человеку ничто не в тягость, ибо он исполнен любовью.

 

Не обижайте и не огорчайте своих родителей!

Не  может вам  быть хорошо, если родители на вас обижены или опечалены, вы будете

вести долгую и бесплодную борьбу с собой, думая, что боретесь с ними.

Если ты верующий, а твои родители атеисты, не раздражай их своей верой, но молись

за них  и будь с  ними добр. Не  заводи разговоров о религии. Среди людей нет неверующих,

ведь  каждый  человек  любит  жизнь,  каждый  человек  хочет  мира  и  добра!  А  жизнь,  мир  и

добро не что иное, как Господь!

 

Православная вера учит людей жизни

В Бухаресте существует около 400 церквей, и все полны народом; православие пустило

в Румынии крепкий корень, а в Молдавии особенно. В монастырях есть монахи разных про-

фессий: врачи, инженеры и другие; днем они ходят на работу, а потом возвращаются в мо-

настырь и исполняют свои монашеские послушания. Есть там и духовная семинария для де-

вушек. Нет кризиса монашества — ни женского, ни мужского. Откуда все это? А потому, что

 

* Беседы, март 1987 года. (Прим. изд.)

 

 

миссионерство  образованных  священников  и  монахов  в  период  между  двумя  мировыми

войнами было очень успешным. Монахини учили простых румынских женщин заниматься с

детьми,  вести  хозяйство, молиться. И  сейчас  простой румынский народ  православно  лучше

образован, чем сербский. Православная вера учит людей смирению, послушанию, непротив-

лению злу — такими и были румыны, и поэтому они не так сильно пострадали во Второй ми-

ровой войне. Власть — от Бога, учит апостол Павел, а мы склонны слишком быстро отрицать

или недооценивать это апостольское слово. Даже если нам и не нравится какая-то власть, мы

не знаем, почему она такова и какую пользу готовит Господь именно от этой власти.

 

Когда мы храним ум в трезвости, а сердце —

в крепкой вере, дьявол не может нам навредить

Святой Иоанн Златоуст учит, что источник зла в нас самих, а поэтому и дьявол преус-

певает. Когда мы храним ум в трезвости, а сердце  — в крепкой вере, дьявол не  может нам

навредить. Он реагирует на наши собственные  злые  помыслы; если мы завистливы, гневли-

вы, ненавидим  кого-то, мы сами открываем дьяволу окно своей души. Он подпитывает эти

наши  грехи,  и  тогда  нам  бывает  очень  трудно  от  них  освободиться,  мы  погрязаем  в грехе,

грех  становится  нашей  второй  природой,  и  тогда  только  Господь  может  нас  спасти  от  нас

самих и от дьявола.

 

В природе все таинственно

В  природе  все  таинственно.  От  растения  до  птицы  и,  в  конечном  счете,  до  человека,

ибо  повсюду  Господь.  Он  лишь  немного  приоткрывает  завесу  тайны тому, кто  Его  истинно

любит, а это, как правило, человек с чистым сердцем. Бог и Его энергия непостижимы, и че-

ловек  носит  в себе  эту  энергию  и, когда эти  энергии  — Бога и человека придут  в согласие,

какой наступает рай уже здесь, на земле, какая всеобъемлющая любовь!

 

Только любовь и кротость

спасают человека и весь мир

Никогда ничего нельзя было добиться силой. Насилие вызывает только протест и нена-

висть. Разве не так? И в семье, и в обществе, и в государстве! Старец Амвросий, у которого я

был  в  послушании  в  монастыре  Мильково,  был  необыкновенно  мягким,  никогда  никого  не

наказывал. А среди нас, монахов, в основном русских, были всякие, был один, который часто

пропадал из монастыря, пил неделю и снова приходил — даже его не наказывал.

 

Русский народ сохранил веру

В русском православии есть что-то чересчур броское, скажем, басы в церкви, ну и хо-

ры,  не  всегда  в  них  была  духовность.  В  высших  кругах  царской  России  православие  все

больше  приобретало внешний блеск. Сегодня русское православие стало глубже, в нем боль-

ше внутреннего, чем внешнего. Русский народ сохранил веру. Правда, и сейчас на Литургии

пение бывает слишком театральным, но народ не обращает на это внимание и молится. Про-

стой народ сохранил веру.

 

На зло нельзя и не должно отвечать злом

Мы вспоминали о недавней войне между хорватами и сербами, убийстве невинных лю-

дей стой и другой стороны. Отец Фаддей говорил, что продолжительное открытое или за-

вуалированное  подстрекание  ненависти  одного  народа  другим  больше  напоминало  откры-

тый призыв сербам  мстить за усташеские преступления периода Второй мировой войны.

Зная свою вину, многие хорваты боялись мести, вооружались и готовились не столько к за-

щите, сколько к нападению. Такая реакция характерна для тех, кто виноват и испуган; но

все-таки все развивается по Промыслу Божию.

 

Невинные  жертвы  — семя покаяния и очищенной жизни для тех, кто останется. Урок

таких страшных событий всегда в одном: на зло нельзя и не должно отвечать злом. Последст-

вия всегда непредсказуемы; даже одна недобрая мысль человека вредит ему и его окружаю-

щим. Если мы не ответим на зло добром, мы оскорбляем и опечаливаем Христа.

 

Затем  старец  рассказал  мне  свой  сон:  в  храме  он  прикладывался  к  иконам  и  перед

иконой появился Сам Христос в слезах. На вопрос, почему Он плачет, Господь ответил: «Из-

за людей, которые на зло отвечают злом».

 

 

ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО*

Старцу Фаддею восемьдесят лет; вот уже семнадцать лет я приезжаю к нему в мо-

настырь  для  молитвы  и  разговора.  Когда я  вижу старца,  идущего  мне  навстречу,  мне  ка-

жется, что с момента нашей первой встречи в монастыре Туман он не изменился. Поцелуй

в лоб, приветливая улыбка, освобождающая человека от всего лишнего, мелкого, дурного.

Моим  вопросам,  обращенным  к  этому  дивному  православному  духовнику,  вопросам,

иногда  ненужным  и  тяжелым,  нет  конца.  Он  никогда  не  упрекал  меня  за них,  никогда не

смеялся  над  ними,  но  отвечал  ревностно,  без  раздумий  и  паузы,  как  будто  ждал  их.  Это

придавало  мне  смелости  задавать  ему все  более  «тяжелые»  вопросы,  ответы  на которые

успокаивали  меня,  иногда  окончательно,  иногда  временно.  Вот  несколько  таких  вопросов-

ответов.

 

Может ли человек спастись вне Церкви?

Без Церкви Небесной не  может, но вне земной Церкви (как института) может. Но все-

таки быть  членами Православной Церкви —  наш долг, ибо Господь создал нас принадлежа-

щими к определенному народу и к христианской вере.

 

Спасутся ли нехристиане, те, кто чисты сердцем, даже если они не знают о Христе?

Спасен будет каждый, кто был праведным и милосердным, кто имел чистое сердце. Об

этом  сказано  еще  в книге  Товита, об этом говорит и святой Иоанн Златоуст. Небесная Цер-

ковь — одна для всех, поэтому спасение открыто для всех праведных и милосердных.

 

К  кому  обращены  слова  Христа:  «А  у  вас  и  волосы  на  голове  все  сочтены»,  к  святым

апостолам или ко всем людям?

Ко всем людям. Эти слова не  противоречат свободе воли человека. Человеку дана воз-

можность совершенства, и от его свободного решения зависит, обретет ли он спасение.

 

Как понимать слова Христа: «...не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне...»?

Эти  слова  Господь  произнес  накануне  крестных  страданий,  когда  молитва за тех, кто

распространит  по  миру  Его  учение,  была  важнее  всего.  А  это  были  апостолы,  те,  которых

Ему, действительно, послал Бог Отец.

 

Как толковать слова из Евангелия от Иоанна «Ибо Отец Мой более Меня»?

Хотя Богочеловек Христос и был совершенным, эти слова Господь произнес как совер-

шенный человек, над которым — Бог.

 

Как решить спор о равенстве (Ориген) и неравенстве (псевдо Дионисий Ареопагит) из-

начально созданной Небесной иерархии?

Вначале ангелы были созданы равными, но с возможностью совершенствования, кото-

рое зависит от свободы их воли.

 

Что такое «среднее состояние» умерших в связи с идеей «чистилища»?

Души,  которые  упокоились  в  надежде  на  воскресение,  ждут  молитв  святой  Церкви  и

своих родных, чтобы Господь освободил их от уз тех адских качеств, от которых они не смог-

ли освободиться на земле. Это «среднее состояние» западная церковь называет «чистилищем».

 

Позволительно ли говорить о Пресвятой Богородице как о Матери Церкви?

Если Пресвятая Богородица вознесена над всем творением и удостоена быть Матерью

Создателя мира, а Церковь — Невеста Христа Спасителя, то Она является и Матерью Невес-

ты Своего Сына, Святой Церкви.

 

Кто это — Яхве? Почему Он иногда так сурово наказывает («И сказал Господь Моисею:

должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело

его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею»

(Чис. 15,  35—36),  или  «Я  образую  свет и творю  тьму,  делаю  мир и произвожу бедствия;  Я,

Господь, делаю все это» (Ис. 45, 7))?

Яхве  —  имя  Божие,  которым  в  Ветхом  Завете  призывали  Бога.  Бог  есть  Абсолютное

Добро, и в Нем нет никакого зла. Зло и страдание испытывают разумные существа, которые

в своей гордости, непослушании, зависти и зле отпали от благодати Божией и от полноты ру-

ководства Духа Святого, низвели себя до низкого мудрования, из-за которого страдают. Зло

—  это  злоупотребление  добром  разумными  существами,  которые  создают  вокруг  себя  хаос

своими мыслями и желаниями. Наш народ мудро говорит: « Ты можешь делать, что хочешь

 

 

* Беседы в монастыре Витовница. 1994 год. (Прим. изд.)


 
 

 

и  как  хочешь,  но  не  можешь,  сколько  хочешь»  или  «И  доброе дело  в недобрых руках  стано-

вится злом».

 

Существует ли противоречие между словами псалма 138, где говориться: «Господи! Ты

испытал меня и знаешь» и словами из послания апостола Иакова (1, 13) «В искушении никто

не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает ни-

кого...»?

Святой  апостол верно  говорит, что  Бог никого  не  искушает, но  попускает искушение,

чтобы создание отрезвилось от зла и вернулось в объятия к своему Родителю, снова почувст-

вовало радость жизни.

 

Какую позицию занимает христианство к ветхозаветной мысли «в чем застану, в том

и  сужду»?  Если  человек  всю  жизнь  был  добрым  христианином,  а  в  предсмертный  час  нет

(например, из-за тяжелых последствий болезни, интоксикации и т. д.), что тогда?

Только гордость и хула на Духа Святого перед смертью уводят душу и самого большого

праведника в ад, так же  как искреннее  покаяние  в смертный час и самого большого греш-

ника ведет в рай. Смертельная болезнь меняет человека, делает его раздражительным, но без

ропота и хулы тяжелых последствий для души нет.

 

Если на работе христианин часто конфликтуем с руководством, и, по его мнению, по-

ступает  так  по  объективным  причинам,  например,  из-за  плохого  характера  начальника,

что нужно делать?

Он постоянно должен знать, что он там находится по Божией воле и работает не ради

начальства,  а  ради  Бога.  Когда  он  это  уяснит,  то  работа  пойдет  мирно  и без бунта, потому

что это был бы бунт не против начальника, а против Бога.

 

Отец Фаддей, Вы говорите, что нельзя идти в монастырь против воли родителей. Но

Святой Иоанн Синайский в «Лествице» пишет, что лучше причинить боль родителям, чем

Богу. Он нас создал, а родители часто губили своих любимых детей и предавали их вечному

мучению.

Не  следует  идти  в  монастырь  без  благословения  родителей,  потому  что  непослушание

создаст серьезное  препятствие  послушнику из-за родительского гнева и скорби. Но это пра-

вило не распространяется на родителей-богоборцев. Совет святого Иоанна относится к таким

родителям, это был период воинствующего ислама.

 

Батюшка, что Вы думаете о сербском народе, о православном сербском народе?

До  Балканской войны сербы еще  держали в руках четки и молились Богу. С тех пор и

до начала Второй мировой войны четки все реже оказывались в руках сербов и все меньше

было тех, кто умел ими пользоваться. Сегодня, в 1994 году, православных бывает трудно от-

личить,  есть  люди,  которые  словно  из  ада  вышли.  ПОСЛЕ  КАЖДОГО  ПАДЕНИЯ  НУЖНО

ВСТАВАТЬ И ПРОДОЛЖАТЬ СВОЙ ПУТЬ К БОГУ.

 

Будет ли время до Страшного Суда для истинного православного миссионерства в ми-

ре?

Нет, после большевистской революции семя православия посеяно по всему миру, и оно

приносит плоды и умножается. Этого достаточно.

 

 

ДАННЫЙ НАМ КРЕСТ МЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ ДО КОНЦА*

Я думал, что радость и мир сердечной молитвы будут продолжаться до конца жизни, а

они недолго продолжались, семь-восемь месяцев. Потом радость приходила, но утешение бы-

ло недолгим, потому что подступили заботы. Мне всегда было тяжело быть настоятелем, тяж-

кое это было для меня бремя. Если бы я не воспринимал настоятельство так впечатлительно,

оно не давалось бы мне так трудно, дашь брату послушание от сердца и все... А вот мне все-

гда это было трудно.

И  было  мне  предупреждение  от  Господа,  но  и  после  этого  я  не  смог  быть  таким,  как

нужно. Еще трижды я досаждал Богу, чтобы Он разрешил меня от этой должности.

 

Нелегко  вернуться  мысленно,  нелегко.  Я  все  время  хочу  вернуться  в  то  духовное  со-

стояние, в котором я был послушником, и никак не могу. Всем сердцем стараюсь, упражня-

юсь,  но  придет  какая-то  мысль,  какая-то  забота  —  и  все  сначала, и снова упражняюсь. Но

когда  постоянно  упражняешься,  Господь  не  отвергнет,  однажды  даст  сил  освободиться  от

забот. Оставь заботы Господу, и себя в Его волю предай и своих близких, все отдай Богу.

 

Народ  говорит:  «Стареет  старик не  от  многих  лет,  а от  многих  желаний». Желания

разрушительны. Вот постарайтесь, это и не так трудно, молиться Богу. Но необходимо еще и

трудиться от всего сердца. Всякое  дело надо делать от всего сердца, тогда Бог рядом. И од-

нажды, когда вы полностью предадите себя Его воле, увидите, как Он наградит вас. Однаж-

ды услышите  внутри, что  молитва сама совершается, сама течет, а за ней — радость и мир

неизреченные.

Как бы я хотел, чтобы Господь вернул мне то, что дал в юности, чтобы я освободился от

забот, освободился от тяжести! Но сейчас я состарился в заботах, сейчас мне нужно намного

больше труда.

 

Отче, как христианам спасаться в XXI веке?

Пока человек молод, он многого хочет — и посмотреть, и услышать, а когда состарится,

интересы меняются. Лучше всего, если человек с юных лет старается никого не огорчать, ес-

ли  это  возможно,  потому  что  если  обидит  другого,  ему  не  будет  покоя  от  помыслов.  Тихая

жизнь лучше бурной. Святые отцы, которые прожили добрую, тихую, мирную жизнь, говори-

ли, что  совершенство  христианской жизни  —  в полном  смирении. Значит, самое  необходи-

мое в жизни — терпение. Терпеть и прощать, не принимать к сердцу обиды. Если вы кого-то

обидели, сказали резкое слово, нужно покаяться пред Господом и помириться с обиженным,

после этого в сердце будет покой и мысленная война прекратится. Когда никто не обижается

на меня, то и мне спокойно...

Земной шар сейчас стал как будто тесен для людей. Раньше, когда не было таких ско-

ростных транспортных средств, он был просторен, а сейчас мал. Скоро вся вселенная станет

людям мала.

Но мы должны радоваться, ибо Господь победил смерть и дал вечную жизнь! Мы пере-

ходим из временной жизни в бесконечную вечность. Мы уходим в вечность с нашими харак-

терными  особенностями,  и  потому  мы  должны  стать  тихими,  мирными,  полными  любви  и

добра, чтобы они светились из нас.

Ради этого нам надо трудиться с Божией помощью, просить Бога очистить нас от злых

мыслей.  Мы не  осознаем, что  жизнь на земле  наполнена Божественной энергией, ведь Гос-

подь вездесущ и Он дает жизнь всякому творению. Поэтому, пока мы еще пребываем в этой

жизни,  научимся  добрым  качествам  и  добрым  мыслям.  К  сожалению,  некоторые  могут со-

вершенствоваться и во зле... Человек — такое создание, что он никогда не стоит на месте, он

всегда становится или лучше или хуже, в зависимости от того, какие качества он в себе раз-

вивает.

 

Отче, как христианину выдержать искушения современной жизни?

Какие бы беды ни постигали нас, не надо отчаиваться, все пройдет, слава Богу.

Сегодняшнее состояние мира все тяжелее и тяжелее, а люди никак не исправляются, не

становятся добрее, и им все трудней, потому что не понимают, что человек — существо, об-

ладающее мыслительной энергией. Мы своими мыслями создаем дисгармонию, и нет нам по-

коя от злых мыслей.

* Беседа в монастыре Ковиль на праздник святых Кирилла и Мефодия с Весна Никчевич и Мирославом

Парипович в мае 1998 года. (Прим. изд.)

 

 

Если наши желания и мысли будут добрыми, они дадут нам радость и мир уже  в этой

жизни, а тем  более  в вечной. Ибо смерти не  существует, Господь победил ее  и даровал нам

вечную жизнь.

 

СИЛА ДОБРОЙ МЫСЛИ*

И  добро  и  зло  начинаются  с  помысла.  Наши  мысли  воплощаются  в  жизнь. Мы знаем,

что весь мир сотворен Божественной мыслью.

Каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Люди мало задумываются об этом, но Гос-

подь нам открывает, что мысль — огромная сила. Тело без духа мертво.

 

Растения отвечают нам любовью на любовь

Видите ли, что и в растениях существует жизненная энергия. Люди! И растения чувст-

вуют! Ощущают наши мысли. Как мы относимся к ним, так и они к нам. Отвечают нам лю-

бовью на любовь, как народ говорит: «Что посеешь, то пожнешь».

 

Господь не оставит наш народ

О , если бы наш народ преобразился, каким бы он был радостным! Зло исчезло бы, пре-

кратились бы несчастья, наступил бы мир. А сейчас — все недовольны, все в тревоге!

Надеюсь, Бог не  оставит наш народ, потому  что  много  тех, кто молится за него перед

Престолом Божиим — Пресвятая Богородица, ангелы и святые.

 

Если весь мир восстал против нас,

значит, мы Богу угодны

Как  узнать,  что  Бог  нас  любит?  Вот  как:  если  Он  ведет  нас  через  беды  и  испытания,

страдания и душевную боль. Значит, Он нас любит, Он нас оберегает. Если весь мир восстал

против  нас,  значит,  мы  Богу  угодны,  весь  мир  против  одного  малого  народа...  Значит,  Бог

нас любит, иначе давно бы нас проглотили, давно бы нас не было. Хотя мы, православные, и

охладели в вере, но  все  еще  есть смиренные и кроткие  души, которые  молятся Богу, чтобы

Он не  допустил зла. Эти смиренные и кроткие мешают осуществить новый план (установле-

ние  нового мирового порядка), которого добивается всемирная организация. Мондиалисты**

преданно  служат  дьяволу  и  жалуются  ему,  что  не  могут  завершить  свое  дело  из-за  право-

славных, поэтому православные страдают от них.

Но молятся Богу кроткие и смиренные, и зло не может победить.

 

Мы сами себе злейшие враги

Господь всегда рядом, когда мы Ему молимся от всего сердца изо дня в день. Давайте

умножим молитвы, чтобы наш народ покаялся, обратился к добру ради своего же блага. Вот

тогда увидите, как будет меняться положении! Все вокруг нас начнет меняться. Постепенно

исчезнут враги, потому что мы сами себе  враги — наши недобрые мысли и желания прино-

сят нам большой вред. Они разрушают все  и внутри и извне, плохо влияют на все — на ок-

ружающих, на наших соседей. Мысли имеют способность глубоко проникать, люди! Они про-

никают в вечность, а не только в наше временное пространство.

 

Все происходит по промыслу

или попущению Божиему

Не бывает ничего ни на земле, ни во вселенной без промысла или попущения Божиего.

Все, что  возвышенно и благородно, — по промыслу; все  тяжелое, негативное  — попущению

Божию. И Он знает, почему Он попустил это, и до каких пор. Если бы мыслящие существа —

люди —  могли делать все  то, что  хотим, то  на земле  и во  вселенной наступил бы страшный

хаос.  Но  Вездесущий  Господь  —  непостижимый  Свет,  Который  все  пронизывает  и  хранит

Своими энергиями. Для Него нет прошлого, будущего или настоящего, для Него все — ныне,

вечность. Все Им держится, и Он ведает, для чего попущено событие. А мы часто усложняем

вещи;  только  мы,  люди,  можем  противиться  воле  Божией,  в то  время  как ангелы и святые

покорны ей. А мы, дети Адама и Евы, противимся. И еще, у Бога намного больше сложностей

с нами, верующими, чем с теми, кто полностью отошел от Него.

* Из устных наставлений. (Прим. изд.)

** Политическое движение, способствующее установлению космополитических порядков в мире (Прим.

ред.)

Господь заповедал нам любить врагов

Бог может освободить нас от любого зла, но мы сами судорожно за него держимся. По-

чему Бог нам заповедал любить врагов? Не ради них, а ради нас, потому что, пока мы носим

в себе обиду, — мы не находим покоя, а когда прощаем, то наступает мир.

 

Мы не смеем мыслить зла

Хороший благородный человек не умеет ненавидеть врага, он желает ему добра. И это

добро устраняет дисгармонию и в нем самом, и в душе врага — у него уже нет сил нападать.

А когда мы держим в уме зло, то придаем ему силы, увеличиваем его потенциал. Мы вообще

не смеем мыслить зла.

 

Доброта — огромная сила

Если  бы  все  люди  объединились  в  добре,  они  бы  увидели,  какая  это  огромная  сила.

Всюду воцарилась бы гармония!

 

О нас и о Боге

Господь сказал, что любовь есть совершенство и Он хочет, чтобы мы, Его дети, облада-

ли этим Божественным даром. Господь дал нам все, но мы неохотно это принимаем.

А Господь направляет нас, когда дает нам Свою силу и благодать; с Ним мы все можем.

 

Бог зла не сотворил...

Смысл нашей жизни в том, чтобы вернуться в объятия Божии, стяжать благодать Свя-

того Духа, быть ведомыми Духом Святым, вернуться в первозданное состояние, всегда пре-

бывать в радости, мире, не иметь в себе зла. Ибо Бог зла не сотворил, зло — это злоупотреб-

ление добром разумными существами.

Что  есть злого  в падших  духах?  Их образ мыслей. Они бестелесны и не  могут грешить

физически,  они  грешат  мысленно.  Так  же  и  мы  —  сначала в мыслях, а потом  и физически

творим зло.

 

Мы — великая тайна сами для себя

Мы удивительные существа и постоянно удивляемся непостижимым окружающим нас

тайнам. Сколько бы мы ни узнавали и ни узнали о самих себе, этого недостаточно.

Мы сами — самая великая тайна. Кто мы? Пытаемся понять и не понимаем. Никто не

спросил  нас,  когда  нам  явиться  в  мир,  никто  не  спросит,  когда  мы  должны  покинуть  его.

Наша  жизнь  очень  быстротечна,  но  и  за  это  короткое  время  нам  дана возможность совер-

шенствоваться в добре. А когда мы обратимся к Абсолютному Добру, тогда нам станет ясно,

для  чего  существует  этот  мир  и  почему  он  такой.  Наш  горизонт  расширится,  и  мы  многое

поймем;  мы  поймем,  что  мы  —  нарушители.  Мы  нарушаем  мир  и  радость,  разрушаем  лю-

бовь.

Христиане  призваны  распространять  Божественный  покой,  Небесную  атмосферу,  ан-

гельский мир. Все  это  станет явным, когда мы соединимся с Источником жизни. Немногие

могут понять, что люди должны быть источником добра, мира и тишины.

Молитвами Пресвятой Богородицы, ангелов и святых Господь нас спасет и сохранит от

большой беды. А если бы мы стали единомышленниками, вот была бы великая сила, против

которой бессильно зло.

 

 

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ  *!

 

Нужно тренироваться

в правильном дыхании

Наш мозг расходует много  кислорода — ему  необходимо  восемьдесят процентов вды-

хаемого кислорода, а из этого количества должен получить свое и весь организм. И если мозг

не получает достаточно кислорода, то снижается наша работоспособность, мы теряем физи-

ческие  и душевные  силы и удивляемся, что с нами? А наши легкие работают только на чет-

верть,  но  этого  мало,  и  поэтому  и молодым и старым  нужно  бегать или ходить  — когда бе-

жишь, хочешь не хочешь, глубже дышишь. Нужно двигаться и чтобы суставы работали, что-

бы не  зацементировались, потому что артрит начинается уже  в молодые  годы — нам еще  и

тридцати нет, а он уже начинается. Любим мы и плотно поесть, а это тоже не полезно. Орга-

низм  принимает столько, сколько ему  нужно, и выбрасывает, что может, а что не  может —

копит на костях и в мышцах. Вот вам и артрит! А он опаснее ревматизма, он может полно-

стью парализовать человека.

 

Батюшка, можете ли Вы сказать нам несколько слов о молитве? Какую молитву Вы

бы посоветовали как самую важную?

Любая молитва хороша Молитва дает добрые мысли, таким образом, она приносит хо-

роший плод. Когда человек работает, он должен работать тихо и собирать мысли, не пускать

их  бродить  туда-сюда.  Нужно  упражняться  здесь,  в  земном  мире,  чтобы  наша  жизнь  была

молитвенно подвижна, чтобы молитва жила в центре — в сердце.

Ангелы  молятся  не  так,  как  мы.  Они  всем  сердцем  тянутся  к  Богу  и  знают,  что  ими

движет Божественная  энергия  и этой энергией движет Бог, так же, как  Он движет ею  и в

нас.  Они  всем  существом  своим  связаны  с  Богом  и  всем  сердцем  жаждут  Бога. Вот самая

сильная молитва, и мы должны научиться ей, пока мы здесь.

 

Близится Второе Пришествие,

а люди никак не одумаются

Много  нам  Господь открыл и постоянно  открывает новое, но  мы злоупотребили всеми

тайнами  Божиими.  И  вот  сейчас,  слава  Богу,  сами  видим,  что  вокруг  нас  происходит.  Ви-

дим,  что  наша  планета  приближается  к  завершению  своего  бытия,  приближается  Второе

Пришествие  Божие,  когда  Господь  сотворит  все  новое;  и  очень грустно, что  люди не  хотят

одуматься...

Посмотрите, что мы делаем с нашей Сербией, люди! На нашей земле что ни посеешь —

все растет, а посмотрели бы мы, что будет, если у нас это отнимется, если бы мы жили там,

где земля ничего не рождает. Всего у нас вволю, а мира и покоя нет, рай превратили в ад.

 

Слава Богу за все!

Слава Богу  за все! Будем стараться преуспеть в добре, стараться исправиться, потому

что мы уходим в вечность со своим духовным устроением. Хорошие мысли и благие желания

приносят нам добро уже в этом мире. Уже в этом мире стяжается рай, и уже здесь необходи-

мо  побеждать  злые  помыслы,  чтобы  дух  воцарился  над  материей,  чтобы  он  поднялся  над

всеми земными мелочами.

* Наставления в Великий Четверг 1997 года. Аудиозапись. (Прим. изд.)

 

 

НАШИ МЫСЛИ — ИСТОЧНИК ГАРМОНИИ

ИЛИ ДИСГАРМОНИИ*

 

Всему виной наши злые мысли

Много проблем в наши дни существует в семьях. В основном они заключаются во внут-

реннем раздражении и нетерпеливости. Люди недовольны, а чем — сами не понимают и гру-

бо разговаривают друг с другом.

Но трудное  положение не только у нас, но и во всем мире. Почему? Мало добрых мыс-

лей, мало  благих  желаний, нет мира ни в наших душах, ни вокруг нас. Наши плохие  мысли

ходят по земле, а поэтому во всем космосе немирно. Мал человек, но может творить и боль-

шое добро, и большое зло в зависимости от его мыслей и желаний.

 

Мы виноваты в том, что происходит в нашей стране

Мы ругаем за положение в стране тех, кто сейчас у власти, и говорим: «Они виноваты,

мы бы  хотели  их  заменить». А кто они? Не  наши ли дети? Все  они наши дети, а мы хотим

других: «Давайте их заменим, чтобы пришли те, которые нам нравятся!» И те другие тоже

наши дети, да и, может быть, они еще хуже этих? А виноваты все мы. Мы, старшие, особен-

но виноваты. Не дали мы детям жизненного примера. И те, у кого нет детей, тоже виноваты

за все, что происходит в стране, в Церкви, во вселенной. Мы своими мыслями создаем хаос в

космосе.

 

Мысленная война свекрови и снохи

Многие из-за этой мысленной войны приходят. Вот, утром приходила мать с сыном, она

и  раньше  приходила,  жаловалась,  что  трудно  ей,  не  любит  она  свою  сноху.  Я  ей  говорю:

«Сноха  младше,  она  еще  не  может  понять,  что  нужно  любить  свою  свекровь  как  родную

мать,  но  ты  уже  в  годах  и  подумай  обо  всем  хорошенько.  В  этом  мире  естественно,  что

мать, когда ее сын женится, начинает придираться к снохе, будь та хоть ангелом. Внешне

все  нормально,  ничего  не  заметно,  но  внутреннее  недовольство  копится.  Сноха,  не  зная

тайны жизни о том, что нужно молиться Богу, чтобы Он даровал благого ангела ее свекро-

ви, а ей самой дал силы полюбить свекровь как мать, включается в эту мысленную войну».

Видите, любая  физическая  война начинается с мысленной — сначала люди внутренне

воюют, а потом начинают и физически уничтожать друг друга.

В  общем,  никак  она  не  могла  понять,  о  чем  я  ей  говорю.  Вижу,  она  очень  огорчена,

опечалена,  и  мне  пришлось  вчера  долго  с  ней  разговаривать, объяснять: «Пойми,  попробуй,

если  больше  ничего  не можешь.  Если сноха нехороша,  молись Богу,  чтобы Господь даровал

вам ангела, молись, чтобы Он освободил тебя от этого мысленного груза, от всего, что име-

ешь против снохи, и не только против нее, но и против всякого, кто тебя обидел, чтобы Бог

дал  тебе  сил  всех  полюбить.  И  сноха  изменится.  Понимаешь  ли  ты,  что  ты  постоянно

больно избиваешь ее? Не обязательно бить физически, но если ты в душе ее не терпишь, не

будет  в  доме  покоя.  И  ее  мужу,  твоему  сыну,  нет  покоя.  Постарайся  ее  полюбить,  это

трудно,  да...  А знаешь,  почему ты ее  не любишь?» — «Нет, — говорит, — не знаю». — «Так

она отняла у тебя сына, он больше не принадлежит отцу и матери, как когда-то в детст-

ве. Естественно, что человек поворачивается к своей жене. Мать хочет, чтобы сын женил-

ся и радуется, когда он женится, но потом она больше всех страдает. Сын главное внима-

ние посвящает жене, не спросит мать, голодна ли она, устала ли, и у матери в уме начи-

нается мысленная брань. Она может продолжаться бесконечно, и, в конце концов, увидишь,

что она ни к чему не приведет. Попробуй так делать и увидишь, что все быстро изменит-

ся».

 

Надо хранить мир и все прощать

А вот ведь мы какие — если у нас испортилось настроение, сразу становимся резкими,

не умеем мягко ответить, и только ухудшаем положение.

Когда мы недовольны, то и вся братия вешает нос, а, что еще хуже, и между собой ссо-

рится. Значит, я  должен хранить мир и все  им прощать, что бы они ни сделали, — все  дол-

жен прощать, любить и не держать в себе обиду.

* Наставления 18 мая 1997 года в монастыре Витовница. Аудиозапись. (Прим. изд.)


 

 

Мысленная брань в монастыре

Мы  в  монастырь  собрались  из  разных  краев.  Все  по-разному  воспитаны  —  кто-то

слишком раним, кому-то  не  хватает такта и он обижает других, но все мы должны терпеть

общежитие, чтобы постепенно становиться единомышленниками, чтобы всем вместе идти в

одном направлении. А пример святой жизни нам должен показывать настоятель монастыря,

и если в его мыслях нет мира, нет мира и в монастыре.

 

Когда носим в себе мир,

он передается окружающим

Поэтому надо трудиться над тем, чтобы в нашем доме был мир. Мир может исходить от

каждого из нас и передаваться окружающим. Видите, как мало на земле смиренных и крот-

ких, но они блаженны.

 

Мысленная энергия гнева огромна

Недовольство разрушительно действует на человека. Где-то я читал, что когда человек

приходит в крайний гнев, он расходует столько энергии, что она могла бы сдвинуть состав из

нескольких вагонов.

 

Каждый стремится быть рядом

с кротким человеком

Можно  слушать  много  поучительных  вещей,  но  сумеем  ли  мы  применить  их  в  своей

жизни?  А  когда  мы  видим  кроткого  человека,  мирного,  беззлобного,  он для  нас  как солнце

для продрогшего. Он всегда радуется, вокруг него покой, благодать Божия, и каждый хочет

быть с ним рядом. Почему? Потому что покой, мир влияют на душу и даже на нервную сис-

тему  всех  живых  существ.  Многие  удивляются,  что  дикие  звери  приходили  к  святым,  как

ручные, они не нападали на святых. В этом нет никакой премудрости, все просто. Святые не

боялись смерти, не имели другого страха, кроме страха Божиего, и все их любили — не толь-

ко люди, но и животный мир.

Когда собака нападает, она на самом деле защищается. Если вы ее боитесь, она лает и

кидается, потому что ваш страх невольно действует на ее нервную систему, и она реагирует.

А если вы ее любите, она не бросится, но подойдет, как ручная, — так было со святыми.

У нас в Петровце был один священник Б., своеобразный человек, грубоватый, мог резко

ответить,  требовал  дисциплины,  но  невероятно  любил  животных.  Вокруг  него  всегда  было

полно  щенят  и котят, разных  животных. Однажды в осенний день пошел он к одному при-

хожанину  освятить воду, а у  того  была немецкая  овчарка, размером с  теленка. Подходит к

калитке,  открывает,  а  собака  освободилась  от привязи и прямиком на гостя. Думали, оста-

нется от попа одна ряса, а он раскрыл объятия и говорит: «Давай поборемся!» — и собака по-

ставила ему лапы на плечи и стала его облизывать. Все удивились, а отец Б. говорит: «Он зна-

ет,  что  я  люблю  животных  и  его  люблю». Вот  видите,  что  значит  любовь и добро, тогда и

животные к нам льнут, а разумные существа, наши родные и близкие, и подавно. Потому что

наши мысли несут или мир или брань.

 

Человек злоупотребляет всем,

что открывает Господь

Человек  злоупотребляет  всем,  что  открывает  ему  Господь.  И  в  этом  злоупотреблении

причина того, что производится такое количество отравляющих веществ.

Не  прекращаются  эксперименты с ядерной энергией, а она распространяет огромную

радиацию. Весь земной шар отравлен радиацией, но никто не смеет об этом говорить, чтобы

в мире не возникла паника.

Сами видите: мы как будто здоровы, никаких болезней нет, но как-то недомогаем — то

сонливость, то усталость — это все от действия радиации.

В прошлом году * у меня случился инфаркт, и мне посоветовали один санаторий недале-

ко от болгарской границы; я поехал туда. Ночевали мы в монастыре святого Иоанна Богосло-

ва. А я и забыл, что там, с другой стороны границы, несколько лет назад взорвался атомный

реактор  на  болгарской  атомной  станции.  Вскоре  я  почувствовал,  что  мне  что-то  сжимает

горло, смотрю — воздух чистый, вода хорошая, вкусная, правда я не мог есть пищу, которую

там готовили, в основном, мясо... Но одна добрая бабушка, благотворительница монастыря,

которая  жила  недалеко  от  санаторного  корпуса,  решила  готовить  для  меня  постную  пищу.

Каждый день приносила она мне обед и однажды спрашивает: «Любишь ли ты кислое моло-

 

* Сказано в 1997 году. (Прим. изд.)


 

ко?» Я ответил, что люблю. И она обещала взять у местного крестьянина молока и принести

мне завтра. Принесла она молока, я попробовал две ложки, и снова мне сжало горло. Там ме-

стные  стада  пасутся  в  местах  радиации,  часто  ветром  приносит  загрязненную  радиацией

пыль. А моя добрая бабушка выпила молоко и оказалась в больнице. Пошел я на следующий

день ее  проведать. Она сказала, что выпила все молоко, и ей стало плохо; говорит, не знала,

что такая сильная радиация в тех местах. Вот видите как.

 

О молодом поколении

Наша молодежь, и не только наша, но и во всем мире, повреждена. Особенно дети ин-

теллигенции, у которой больше времени заниматься детьми и баловать их. Родители удовле-

творяют все желания детей, и те уже не знают, чего хотят. Все у них есть, все попробовали и

от пресыщения часто становятся сатанистами, открыто служат сатане, люди! Многие конча-

ют жизнь самоубийством... Страшно. Как же нам надеяться на лучшее будущее?

 

Нет больше покаяния в народе

Не  только  у  тех, кто  не  знает веры, но  и у  верующих  нет покаяния, даже  у  тех, кто  с

детства воспитан в церкви.

 

Господь исповедует через священника

Человек  во  многом  переходит  меру,  и  нет  ему  потом  покоя.  Идет  он  к  другу  пожало-

ваться;  пожалуется,  и немного  станет легче  на душе. Но  нужно  прийти к священнику, свя-

щенник имеет благодать Божию помочь тебе!

По  сути,  исповедует  Сам  Господь, Господь служит Литургию, Господь всем  управляет,

Он причащает. Он делает это через нас, священников, но немногие задумываются об этом.

 

Дьявол воюет против епископов и священников

Враг старается победить священников и епископов, после этого ему будет легко соблаз-

нить всех остальных.

 

На что нам надеяться?

Старшие  знают, каким наш народ был до войны и каким он стал сейчас, после войны.

Огромная разница. И раньше во всех городах и селах устраивались танцы, и молодежь соби-

ралась  повеселиться,  но  танцы  начинались  сразу  после  обеда  и  заканчивались  на  закате

солнца. А сейчас молодежь идет на прогулку в 10—11 часов вечера, и ночь для них — день, а

день — ночь. Вот какие времена пришли, на что доброе нам надеяться?

 

О лжепророках

 

Я знаю, как важна любовь к ближнему. Однако меня интересует, что Вы думаете об

отношении  православия  к  другим  конфессиям  и  сектам,  которых  множество  в  Белграде,

таким, как, например, адвентисты?

Приближается время, когда земля завершит свое существование. Все они, о ком ты го-

воришь, должны были придти. Это лжепророки и лжемессии, о которых говорил Сам Господь

и апостолы.

Мы, как Церковь, упустили время между Первой и Второй мировыми войнами, мы не

приняли православного богомольческого движения, которое начало развиваться сразу после

Первой мировой войны. Богомольцы существовали и раньше, но таким массовым это движе-

ние  стало  благодаря  нашим  солдатам,  которые  воевали  на  Солунском  фронте.  На  их  долю

выпало  много  страданий, и они вместе  молились Богу  о  том, чтобы Он сохранил им  жизнь,

чтобы  вернуться  на  родину  в  Сербию,  к  своим  семьям,  увидеть  родных,  детей.  И  поэтому,

вернувшись домой, воины благодарили Господа за новую жизнь и воспитывали своих детей

так, как когда-то Ему обещали.

 

Страдания и чистота веры

 

Скажите, правда ли, что чем сильнее добро, тем ожесточеннее зло, которое борется с

ним?  Коммунизм  пришел  в  православные  страны  именно  потому,  что  Православие  сохра-

нило чистоту Христовой веры?

Да, но Россия должна была много страдать.

 

Но православие было сильным в дореволюционной России!?


 

 

Да,  но  не  таким,  как  теперь.  На  Святой  Горе  в  монастыре  святого  Пантелеимона  и  в

скитах было в те времена несколько тысяч русских монахов. Один из них особенно молился и

горевал  о  России,  и  Господь явился  ему  и сказал:  «Неужели ты больше  Меня жалеешь рус-

ский народ? Я Его создал и все дал, и когда у него всего было в достатке, немногие ходили в

святой храм, а вот теперь приходят тысячами...». Слава Богу, сегодня благочестие русского

народа — более истинное благочестие.

 

В мире воцарился дух наживы

В  мире,  особенно  на  западе,  да и у  нас, — повсюду  воцарился  дух  материализма, так

скажем,  наживы.  Человека  больше  ничто  не  волнует,  он  больше  не  почитает  ни  отца,  ни

мать, ни брата, ни сестру, только  свою  прибыль и собственные  интересы. Ради них  убьет и

мать и отца, вот что делается.

 

Всякое  дело  надо  делать ради Бога. Если мы Господу работаем, тогда мы трудимся от

всего сердца и не скажем: «Не буду работать на того бездельника, который получает больше

меня!» А если работаем ради человека, то не отдаемся работе полностью, но с прохладцей ра-

ботаем. А Господь сказал: «...о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл... то из-

вергну тебя из уст Моих!». Будь или холоден или горяч!

 

Мысли и болезни

Не  обращай внимания на то, что тебе  говорят, когда обижают. Ты молись Богу, чтобы

Он  каждому  дал  благого  ангела,  а  тебе  душевный  покой.  И  когда  со  всеми  примиришься,

всем пожелаешь добра, тебя ничего не будет мучить.

А так мы сами себя поедаем и разрушаем психически и физически, и заболеваем, и все

потому, что не справились с плохими мыслями. А потом намного труднее приходить в себя.

 

Ранимые души очень страдают

 

Как  мы  можем  помочь  тяжелобольному  человеку,  который  каждый  день  желает

смерти?

Больше всего может помочь его супруга.

 

А если речь идет об одинокой женщине?

Хорошо, тогда те, кто рядом с ней, — родственники, друзья.

 

Каким образом?

У нее ранимая душа, а такие больше всего страдают. И я так же страдал, но постепенно

научился  мысленно  расслабляться.  Ей  нужно  много  внимания,  любви,  чтобы  она  душевно

успокоилась, чтобы вышла из депрессии, почувствовала желание к жизни. Нужно выводить

ее  на свежий воздух  — недостаток кислорода очень вреден. Я тоже  раньше этого не знал, а

от недостатка кислорода в мозге мы теряем желание к жизни, к работе, ко всему.

 

* * *

Н .  написал  обо  мне  книгу  и  поместил  на  первую  страницу  мою  фотографию,  хотя  я

просил его не делать этого.

Из-за той книги получилось, что я гадатель и люди приходят ко мне, чтобы узнать свою

судьбу... Первый раз он пришел зимой, в Рождественский пост, холодно было. Рабочий день,

никого  нет;  смотрю,  к  церкви  подходит  человек,  голова  опущена,  из  глаз  катятся  слезы.

Спрашиваю  его: «Что с тобой, дорогой, что у тебя за беда?» Он говорит: «У меня два сына,

старший  учится  в  медицинском  институте,  но  вот  уже  два года не  ходит  на лекции,  си-

дит, ни с кем не разговаривает, никуда не ходит, ничего не читает; я несколько раз хотел

отвести его  к психиатру,  но боюсь,  что  это ему еще больше  навредит.  Не  знаю,  что мне

делать. Хочу привезти его сюда, чтобы Вы с ним поговорили». Спрашиваю, был ли он хоро-

шим студентом. «Да, — говорит, — был отличником. У него нервное истощение, медицина не

каждому  под  силу,  особенно  анатомическая  практика.  Должно  быть,  его  и  это  мучает,

тут нужны крепкие нервы, а у него чувствительная душа, он надорвался». — «Послушайте

и передайте ему: пусть он каждый день ходит на Авалу  * и ни с кем не общается. Пусть бе-

гает там, потому что при беге человек волей-неволей должен глубоко дышать и получать

больше кислорода, и пусть упражняется в глубоком дыхании. Он послушает тебя».

После дня святого Саввы я приехал в Белград навестить брата, позвонил и тому челове-

ку; мы договорились встретиться в храме святого Георгия на Бановом холме. На следующее

 

* Авала — возвышенность в Белграде. (Прим. пер.)


 
 

 

утро мы увиделись. Я спросил, что с его сыном, и он ответил: «Как рукой сняло!» Вот что зна-

чит недостаток кислорода.

 

Отец  Фаддей,  к  Вам  приходит  много  людей  с  проблемами,  которые  обращались  и  к

психологам и к психиатрам. Вы имели возможность соприкоснуться с работой психологов и

психиатров. Как Вы считаете, в чем они не правы?

Психиатры  постоянно  сталкиваются,  так  скажем, с  неуравновешенными людьми. Это

отражается и на их собственном состоянии — они очень перегружены. Если бы они общались

со спокойными людьми, было бы иначе...

Был такой случай с отцом Н., он многое мне рассказывал. Н. был в очень плохих отно-

шениях  с  наместником  монастыря  —  тот был безнравственным человеком, постоянно  при-

глашал певиц из Белграда...

Однажды Н. не выдержал всего, что творилось, и улегся на пороге трапезной. Все об не-

го  спотыкались,  падали,  а  наместник  отправил его  в психиатрическую  лечебницу.  «Хорошо,

— думает, — ради Бога». Но когда туда попал, смотрит, люди мои, все вокруг бредят, и он на-

чал  бредить.  Вызволил  его  оттуда  один  знакомый  монах  из Студеницы. Он пришел и пору-

чился за него; иначе бы и тот стал больным.

  ДАЛЬШЕ....

Самые урожайные сорта томатов