О СМИРЕНИИ1

Святые   отцы   говорят,   что   вершина

христианской  жизни  не  в  совершении

чудес,  исцелении  больных  или  воскре-

шении мертвых, а в полном смирении.

 

Человек — венец Божественного творения

Люди думают о себе, что они — «нечто», но человек сам по себе— ничто. Владыка Нико-

лай  2 говорит: «Что есть человек? Мешок смрадного мяса и больше ничего». Ничего. Горячая

голова, он и не догадывается, что он «рупор», оружие в руках падших духов.

Господь делает с нами, что хочет, но Он дал нам поле деятельности, где мы должны ду-

мать и выбирать, чего мы хотим — добра или зла? Некоторые ангелы пали еще до сотворения

человека, намного раньше сотворения, не все ангелы сохранили свое достоинство.

Человек создан в конце творения, он создан последним, создан быть господином мате-

риального мира, чтобы все было ему подвластно.

Материальный мир — космос — не  был прежде  в таком состоянии, он позже  стал гру-

бым и тленным, но, несмотря на это, мир обладает своей красотой.

Наши прародители были бессмертными, независимыми от пространства и времени так,

как  мы  зависимы  от  них.  После  грехопадения  все  расстроилось.  Господь,  Который  весь  —

Любовь, знал, что разумные существа не смогут сохранить своего первозданного состояния, и

дал время от Сотворения до Страшного Суда, дал им время, чтобы опомнились, вернулись в

объятия к своему Родителю, соединились с Абсолютным Добром, Абсолютной Любовью.

Но  вот, людям зло  полюбилось больше  добра. Падшая природа! Им легче  думать о зле,

чем о добре, но нет человеку от злых помыслов ни мира, ни покоя. Как велико наше падение!

Удивительно!  Страшно!  Мы  не  можем  опомниться,  не  можем  ничего  для  себя  сделать,  мы

даже  не  отдаем  себе  отчета,  насколько  нас  терроризируют умные  силы 3. Нам  кажется, что

это наши мысли. Нас мучит зависть, злоба, ненависть. Это тирания из тираний! Душа не хо-

чет этого, а освободиться не может. От малых ногтей она к этому привыкла. Зло пускает глу-

бокие корни в душе, и необходимо их выдернуть из нее. Необходимо превратиться в любовь,

быть мирным и спокойным, но нелегко это; видите, как страшно падение человека!

 

Человек не может без помощи Божией

Человек не  может без помощи Божией. Самонадеянный человек думает, что он что-то

знает, а на самом деле, все вокруг — тайна Божия. Повсюду мы окружены тайнами, мы сами

для себя — великая тайна. Мы не знаем себя, откуда мы пришли, куда идем. Что это за суще-

ство, которое мыслит, движется и говорит о том, что знает, создает что-то, а как знает, как

создает, не знает? Что за тайна живет в нем? Как его внутренние органы так совершенно ра-

ботают без его воли? А он своими помыслами только все разрушает.

 

Являются ли болезни причиной греха?

Причина  болезней в мысленном  падении. Болезнь — от мысли. Обычно всем нам при-

ходят  и  хорошие,  и  плохие  мысли.  Каковы  мысли,  такова  и  жизнь.  Дух питается мыслями,

как тело телесной пищей.

 

Существуют наши собственные мысли и мысли, которые внушаются нам извне?

Помыслы нам  внушаются со  всех  сторон. Мы живем  как бы среди мысленных радио-

волн. Если бы мы могли их  физически видеть, мы бы поняли, какая это опасная сеть. Каж-

дый из нас носит  в себе  «радиоприемник», но  человек  — «приемник» намного  точнее  любой

радиостанции и телевизора, только его функции (умственные) повреждены. Как совершенен

человек, как возвышен! Но не умеет этого ценить, не умеет подключиться к Источнику жиз-

ни, чтобы чувствовать радость жизни, а враг постоянно внушает ему разные помыслы. Пре-

подобному  Антонию  Господь дал видеть мысленные  сети, которые  нас окружают, и, увидев

их,  святой  вздохнул:  «Господи,  кто  может  спастись  от  этого?»  И  услышал  голос:  «Только

смиренные  и  кроткие».  Эти  сети  не  достигают их, смиренные  и кроткие  причастны только

миру и тишине...

1 Беседа с двумя белградскими студентами летом  1991 года. Аудиозапись. (Прим. изд.)

2  Святитель  Николай  (Велимирович),  епископ Охридский и  Жичский  —  видный богослов и  мыслитель,

религиозный  писатель,  почетный  доктор  нескольких  мировых  университетов,  просветитель  сербского

народа. Прославлен в лике святых. (Прим. ред.)

3 Падшие духи. (Прим. ред.)


 
 

Как влияет на нас современная загрязненная окружающая среда?

Вот, сейчас говорят, что наша Сербия особенно страдает, очень страдает. Говорят, что

в ней радиационное загрязнение наиболее сильно, в Сербии самая сильная радиация.

Мы не больны, но нет в нас бодрости. Все нам не так. Люди здоровы, но что-то с ними

не так, а что — не понимают. Пьют лекарства, а им еще хуже. И пока у нас есть еще немного

чистого воздуха, необходимо этим пользоваться. Но и воздух уже значительно загрязнен, все

вокруг загрязнено.

Особенно это важно для нас, когда мы занимаемся умственным трудом. Тогда нам не-

обходимо глубокое дыхание, потому что на умственный труд мозг тратит огромное количест-

во кислорода. Когда мозгу не хватает кислорода, мы не можем вникнуть в работу, что-то не

получается, а мы не понимаем что. Нет кислорода — недостаточно питания для мозга.

 

Чем нам питаться?

Вот видите, сейчас мы и пищу едим отравленную, все  отравлено. На рынке нельзя ку-

пить здоровой пищи. Выглядит красиво, а покупать нельзя. В конце прошлого века один ста-

рец сказал: «Придет время, когда люди будут производить много сельскохозяйственных про-

дуктов, но не смогут их есть». Вот и наступило это время. Пища отравлена, пища телесная и

духовная. Отравлены дети, отравлены старики. Люди думают жить здесь вечно, а вот ведь,

коротка жизнь!

Люди, что есть жизнь? Ничто. Она так коротка, что и представить трудно. В юности че-

ловек этого не замечает.

Я часто думаю: как мы убоги на земле, если не можем прожить и четырех миллиардов

секунд, а они составляют жизнь длиной 120 лет. Сто лет — три миллиарда секунд. Что такое

сто лет? Ничего... Миг... Краткий миг... Мы живем в вечности.

Мы измеряем время благодаря вращению земли вокруг своей оси и вокруг солнца. Если

бы  солнце  остановилось  в зените, мы бы не  смогли мерить время, мы бы жили в вечности,

царил бы нескончаемый день, и мы бы не знали, с чего начать. Когда мы не измеряем время,

видим, что времени как бы не существует. Оно существует только у нас, ограниченных зем-

ным пространством.

 

Мы отравили землю

Многое нам открыто, но мы всем злоупотребили. Просто очевидно, что мы сами создали

условия для невозможности продолжения жизни на земле — из-за загрязнения, мы отравили

все... Врагом номер один являются выхлопные газы из автомобилей, а потом все остальное.

Каждая фабрика выбрасывает огромные количества ядов, то же самое и в сельском хозяйст-

ве.  Отравленную  воду  пьет  Белград.  Один  инженер  рассказывал:  «Мы  хлорируем  воду,  но

этим  отравляем  ее  еще  больше.  В этом  нет  смысла,  бактерии и бациллы устранить не-

трудно, а яд невозможно». Фильтруй сколько хочешь, чисти, кипяти, делай, что хочешь — яд,

всюду яд. А как только исчезает чистая вода — угасает жизнь. Организм человека состоит из

воды на семьдесят процентов. И деревья гибнут, много видов деревьев исчезло, вязы погиб-

ли, в окрестностях сохнут хвойные леса, горные источники отравлены радиацией, ядовитые

дожди травят землю, отравлены мы...

 

А  людям, им  все  мало. Все  им  мало. Это  началось сразу  же  после  грехопадения, сразу

же пролилась кровь. Каин убил своего брата Авеля только из зависти, за то, что жертва Авеля

была  принята,  а  его,  Каина,  нет.  Тогда  все  началось,  и  по  сей  день  нет  мира.  Все  чего-то

ищут, как будто они здесь, на земле, вечные, но все напрасно, все напрасно. Похоже, что ко-

нец близок, — заводы с такой скоростью отравляют окружающую среду, что долго прожить

будет невозможно.

 

Возьмем пример с птиц

Слава Богу, еще есть птицы... Хотя многие виды уже исчезли. Все больше уничтожается

и гаснет жизнь, это не тайна. Еще десяток лет назад, как только выпадет снег, белый, пуши-

стый, и выглянет луна, собирались зайцы, целыми стаями. Скачут, прыгают, бегают напере-

гонки,  кувыркаются  в  снегу,  играют.  Радуются.  Радость  жизни.  Животные  чувствуют  ра-

дость жизни, а мы им эту радость разрушаем и омрачаем.

Они чувствуют радость жизни, а у нас всего вдоволь, но нам всегда чего-то не хватает.

Они не заботятся о накоплениях, не набивают амбары хлебом, ничего нет у них, а Господь их

кормит. Немного веточек погрызут, найдут убежище, спят и благодарны Богу. А мы нет.

Птицы постоянно славят Господа, с ранней зари, с трех утра до девяти вечера поют, не

переставая. В девять угомонятся немного и летят на поиски пищи, накормить птенцов. А по-

том  снова поют. Никто  их не  заставляет, а они поют. Слушает ли их кто-нибудь или не  слу-

шает, они поют! А мы, хмурые, носы повесили. Нам не до песен, нам не до чего.

 

 

Надо нам брать пример с птиц, они всегда радуются. А мы? Нам всегда что-то не так, а

что не так? Ничто нам не мешает радоваться, правда ведь?

 

Отче,  как  нам  узнать  волю  Божию  о  жизни?  Как выбрать работу,  жениться или  не

жениться?

Господь Сам открывает нам путь. Открывает нам Свою святую волю. Она открывается

нам и через родителей. Если мы будем слушать родителей, все будет хорошо и благословенно,

а если идем против них, ничего не  будет; даже если вначале как-то и пойдет дело, то потом

все будет наоборот. Брак это не какая-то легкая, сладкая жизнь... а еще какая горькая. Толь-

ко  потом  увидишь, что  ты связан, еще  как  связан, и должен тянуть повозку: дети требуют,

хочешь, не хочешь — должен о многих думать, не только о себе.

 

В  жизни  существуют  только  два  пути  —  монашество  и  брак,  или  есть  еще  другой

путь? Как я могу узнать, какой из них мой?

Монашество может принять не каждый. Да. Монашеская жизнь трудна. Жизнь на зем-

ле  вообще  нелегка, в каких бы благоприятных условиях мы не  оказались. Одним из тех, кто

жил, как хотел, как его сердце того желало, был царь Соломон, сын царя Давида. Он правил

сорок лет, не  воевал ни с кем, и Господь наградил его мудростью. Он воздвиг храм Иеруса-

лимский; со всех сторон света прибывали люди, чтобы послушать его.

Он говорил, что чего бы ни возжелало его сердце, все  исполнялось. Он желал прекрас-

ных виноградников и насадил их. Дворцы были. Его войско было лучшим, но он ни с кем не

воевал. «Я... был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы ис-

следовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал

Бог сынам  человеческим,  чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются

под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! ...вот, я возвеличился и приобрел мудро-

сти больше  всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много

мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безу-

мие и глупость: узнал, что и это — томление духа...».

Нет утешения, все временно. Вот видите, что говорит премудрый Соломон. Мудрый че-

ловек. Значит, можешь иметь все что угодно, быть кем угодно — все напрасно. Все кратки,

как будто и не было вовсе, а ты думал, что познал всю мудрость мира, горячая голова! Если б

только человек мог увидеть себя со стороны — чванится, как индюк, а все напрасно.

Да. Кто на этой земле был или будет универсальным знатоком всего и вся? Никто. Каж-

дый действует в своем направлении, что-то улучшает, что-то создает, и все вместе мы одно

целое. Люди обожествляют философов, ученых, цитируют их слова. Все забыли, что Господь

обещал нашим праотцам послать Избавителя и вернуть нас в исконное состояние. Никто не

знал, что это будет Сам Господь, ибо только Тот, Кто нас сотворил, может это сделать, кто же

еще? И Он пришел, и не приняли Его.

Вот,  мы  крестились  в  Господа  Иисуса  Христа,  мы  христиане  по  форме,  а  не  так,  как

Господь хочет. Нет в нас ничего хорошего, если зло думаем, гневаемся, презираем ближнего.

Все мы читали и ничего не поняли. Кто из философов или ученых мог сказать о себе: «Я есмь

путь,  истина  и  жизнь...»?  Никто  не  мог.  Или:  «Я  есмь  хлеб  жизни...»,  «...верующий  в  Меня,

имеет жизнь вечную»? Но люди недалеки, мало понимают, мало знают, ложь им ближе исти-

ны.

 

Скажите нам в заключение, есть ли для нас, падших и больных, какое-то лекарство?

А  как  же  конечно,  есть.  Слушайтесь,  смиряйтесь  и  слушайтесь,  Кто  кроток и смирен,

тот и послушен. А как только начнешь своевольничать, сразу заметишь, как враг строит пре-

пятствия, не идет дело...

 

Батюшка, мои родители разведены, вере меня научила мама, а отец против Бога. Как

мне быть?

Понимаешь, живут ли твои родители в согласии или нет, не  твое  дело об этом думать.

Ссорятся они или нет, хорошие или плохие, для тебя они должны быть святыней, ради твоего

же блага, твоего добра. Да. Даже мысленно мы не смеем оскорблять родителей, а как они ве-

дут себя по отношению к нам, за это они сами будут отвечать. Есть ужасные родители, кото-

рые мучают своих детей. Я знаю двух братьев, у которых была очень добрая мать. Она учила

их почитать отца, который был к ним жесток, чтобы на них почивало благословение Божие.

Сейчас они работают в «Л» и никому не позволяют говорить о своем отце плохо, говорят: «Это

наш отец, и он для нас святыня», и никто не  смеет его поносить. Трудные  времена они пе-

режили  —  отец  не  имел  к  ним  никакой  милости.  Но  Господь  это  видел  и  благословил их  —

они полны жизни и благодати. Благодарят Бога, потому что Господь благоволил привести их

в этот мир с участием родителей. А какие у нас родители, за это они сами будут отвечать пе-

ред Богом; не мы за это в ответе, мы ответим за то, как мы к ним относились, как уважали.

Духовная ситуация на земле очень тяжела, потому что дети с малых лет сопротивляются ро-


 
 

дителям. И  вот, мы страдаем оттого, что никто не  почитает родителей. На всей планете  си-

туация одинакова...

 

 

КАК НАМ НАУЧИТЬСЯ ПОСЛУШАНИЮ*

 

Послушание Отцу Небесному

и земным родителям

 

Отец Фаддей, как мы можем, избегая ловушек собственного ума, научиться послуша-

нию? Возможно ли придти ко Христу без тяжких ошибок?

Послушанию  учатся  еще  в  детстве,  оно  начинается  с  послушания ребенка родителям.

Если не будем послушны родителям, в семье, в доме, трудно нам будет посвятить свою жизнь

Христу.  За  непослушание  мы  извергнуты  из  рая.  Послушание  приходит  к  нам  тогда,  когда

мы начинаем понимать, что мы натворили своим непослушанием. Век свой земной сократи-

ли, и повсюду нам грозит катастрофа, весь мир натянут, как струна, только из-за нашего не-

послушания. Непослушание родителям сопровождает человека всю жизнь. Я сам не понимал

этого когда-то. Даже  в мыслях не  должно быть непослушания, ибо мать и отец святыня для

ребенка; послушание  необходимо, чтобы жизнь человека была благословенна, и он до конца

жизни шел по верному пути.

Сейчас мы видим, что собираем плоды собственных мыслей, плоды непослушания Отцу

Небесному и своим земным родителям. Мы и представить себе не можем, какую силу имеют

наши мысли. Мы можем быть источником и большого зла, и большого добра. Хотя мы и ма-

лая единичка, но от наших мыслей и желаний зависит очень многое.

Мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с се-

бя. Это наша огромная ошибка. Начал бы каждый с себя — не было бы столько зла на свете.

Но  мало  примеров  такого  самосовершенствования.  Много  есть  поучительного  в  книгах,  но

вопрос в том, способны ли мы применять это в нашей жизни.

 

Пример жизни красноречивее слов

Пример жизни говорит больше слов, потому что когда мы видим кроткую и смиренную

душу, которая не способна гневаться, ругаться, осуждать, обижаться, когда ее  задевают, то

она остается нам  примером на всю жизнь. Мы и сами хотим подражать ей, потому что ви-

дим, что она с помощью Божией победила зло и оно уже бессильно перед ней.

 

Человеческая жизнь —

бесконечное совершенствование

Послушание  начинается  с  колыбели  и  продолжается  до  конца  жизни,  потому  что  нам

всю  жизнь, всегда, будет чему  учиться  и совершенствовать себя так же  как совершенству-

ются ангелы и святые, бесконечно переходя от знания к познанию, из силы в силу. И мы на

земле или совершенствуемся, или падаем в низкое мудрование.

 

Только Господь понимает человека,

потому что Он воспринял человеческую природу

Нас не  мог спасти никто другой, кроме Господа, Который нас сотворил. Он мог спасти

нас иным  образом, ибо  Он всесилен. Но Он воспринял нашу природу, чтобы дать нам Свой

живой пример, чтобы мы подражали Ему, чтобы мы могли понять и принять Его. А если бы

Он поступил иначе, мы бы сказали: «Ты Всемогущий Бог, Тебе все возможно, Ты не был чело-

веком, как я, и не испытывал голода и жажды, боли и печали». Поэтому Господь полностью

воспринял человеческую природу, и апостолы, описывая земную жизнь Спасителя, говорят,

что скорби Он пережил много больше, чем радости. Никто не  видел, чтобы Он смеялся, как

смеемся мы, — Он всегда был печален из-за наших грехов и все принимал на Себя. Взяв на

Себя природу человека, Он взял на Себя и все тяготы человеческие и носит их по сей день. А

мы  вот  что  делаем:  мы  не  приняли  Его,  хотя  Он  был Человеком,  как  и  мы,  во  всем, кроме

греха.

 

Чадо, дай мне сердце твое!

Господь может нас очистить, если мы молитвенно соединимся с Ним. Он сказал еще в

Ветхом Завете: «Чадо, дай мне сердце твое!» Он — весь Любовь, мы рождены от Его Божест-

венной любви, и Он, как Родитель, ждет, что мы ответим Ему тем же. Так же и наши земные

родители,  которые  сделали  нам  много  добра  в  жизни,  дали  нам  жизнь,  вырастили,  всем

 

* Беседа 17 сентября 1995 года в монастыре Витовница. Аудиозапись. (Прим. изд.)


 

 

жертвовали,  справедливо  ждут,  что  мы  ответим  им  любовью  за все, что  они сделали. А  мы

обижаем их, они страдают, а мы удивляемся, почему нам так не везет в жизни.

Опечаленное сердце родителя не дает детям двигаться дальше, потому что мы, нарушив

заповедь,  открыли  доступ  врагу.  Нарушенный  закон  наказывает  нас  всякий  раз,  когда  мы

попираем его.

 

Насколько молитва может помочь в телесном успокоении члена семьи, когда нет ми-

ра в доме?

Никто еще  не  озлобился от добра. Приходит женщина, жалуется на мужа — пьет, оби-

жает ее. Я говорю ей: «Не запил же он от домашних пирогов». Нет, наверно, было что-то, что

огорчало  его, и чтобы как-то смягчить переживания, он стал понемногу выпивать, станови-

лось легче. Но вот втянулся, привык и теперь не может бросить.

«Наверняка ты чем-то огорчила его, своим образом жизни, поведением, а если нет, то

мыслями. Может быть, когда выходила за него, была чем-то недовольна, имела помыслы, а

брак — святыня». Брачный мир нельзя ничем нарушать, а нарушается он не только словами

и поступками, но и мыслями, потому что слова — это озвученные мысли.

Много  тому  примеров.  Человек  может  и  рай  превратить  в  ад.  Несколько  лет  назад

приехала ко мне семейная пара. Господь щедро наградил их редкой телесной красотой, редко

можешь увидеть такую красивую пару, что муж, что жена, глаз радуется. Холодно было, слу-

жили в часовне; после службы они подошли ко мне поговорить. «Мы пришли пожаловаться.

Мы поженились по любви,  жили так хорошо,  рай был в доме.  Долго  все  так было,  одна ра-

дость. Но с некоторых пор нас раздражает каждая мелочь, нервничаем, нет покоя в доме, а

самая большая проблема —  с нашим шестилетним сыном, из-за этого мы и пришли. Ребе-

нок все больше отдаляется от нас, не разговаривает с нами, просится к бабушке с дедуш-

кой. Мы пытаемся его разговорить, покупаем дорогие вещи, игрушки, лакомства — все, что

он хочет. А он все вещи рвет, топчет конфеты, все разбросает и бежит. Что нам делать?

Ребенок здоров, но что с ним происходит, не можем понять. Мы очень переживаем; он ни к

кому не хочет — ни ко мне, отцу, ни к матери. Что это может значить?» Я говорю: «Не хо-

чет ребенок таких папу с мамой». — «Почему, в чем секрет?» — «Он ищет папу с мамой, а

их нет, — говорю. — Когда-то вы были счастливы вместе, потому что, как вы сами сказали,

у вас было родительское благословение, женились по любви; и в вашем доме был мир и рай. А

что  вы потом  наделали  вашими помыслами,  фантазиями?! Вам не был нужен никто дру-

гой,  а сейчас как только ты (муж) увидишь красивую женщину или ты (жена) — красивого

юношу, вы провожаете их взглядом и ваше сердце уходит за ними. Вы сейчас только телес-

но  вместе,  а  душа блудит,  одна в  одну сторону,  другая  —  в  другую.  Но,  слава Богу,  вижу,

что  вы не  потоптали брачный венец. А детская душа все это чувствует, и не нужны ему

такие  папа  и  мама,  потому  что  вы  не  с  ним,  а  кто  знает,  где  скитаетесь,  и  мыслями

своими превратили рай в ад, понимаете ли, что делаете? У меня есть младший брат, два-

дцать девятого года рождения, работает в Австрии, вся его семья там, но у них есть дом в

селе Породино. Несколько лет назад приехали все они в отпуск на родину и заехали к друго-

му брату, в Смередево. И вот, собрались все за столом — друзья, родные, соседи, старики,

молодежь, мужчины, женщины. Стол длинный, всем нашлось места. Принесли стулья и для

меня с братом, и для снохи. А у дверей стояла софа, я сел на краешек — всех видно, хорошо,

удобно. Напротив меня сидела молодая женщина с дочерью, а ребенок был неспокойный. Она

и говорит девочке: «Как же ты мне надоела!» Как ребенок может надоесть матери? А ребе-

нок поворачивает ручками ее голову и показывает на улицу «Мама, мама, пойдем!» Девочка

маленькая,  говорит  плохо.  Мать  защищается  от  ее  ручки,  а  дочка  упорно  не  дает  маме

смотреть в сторону. «Что же мне с тобой делать, какая же ты надоедливая!»... Не станет

ребенок без причины так беспокоиться, подумал я. Смотрю, а мама глаз не сводит с моло-

дого человека в углу стола, засмотрелась на него, и сердце ее за ним ушло, а детское сердце

почувствовало это и пытается увести маму вон. Потом она и к маме не хотела, но пошла

к моей снохе, которую первый раз в жизни видела.

А вашему ребенку шесть лет, и вы уже не первый год вместе. Вы нанесли ребенку ра-

ну, потому что это очень больно — при отце и матери не иметь ни отца ни матери. Вер-

нитесь друг к другу, верните семью, будьте такими, какими вы были, и все встанет на ме-

сто».

Вот видите, как мы сами делаем ад из своего дома.

 

О политиках, защите дома, покаянии,

единомыслии и силе Божией

То  же  касается и политиков. Было ли когда-нибудь в истории мира, чтобы одна малая

держава имела больше сотни партий? Не было никогда и никогда не будет, сомневаюсь, что

будет.  Значит,  мы  разъединены,  совсем  разобщены.  Если  бы  люди  оставили  свои  партии!

Ведь  государство  —  это  семья  с  множеством  членов,  и  эту  семью  надо  беречь!  Если  члены


 

 

этой семьи не единомысленны, не будет мира и радости в таком доме, одни раздоры, волне-

ния. Вот видите, что мы делаем! Если б политики объединились ради защиты отечественного

дома!

Но  они  ссорятся,  каждый  тянет  в  свою  сторону.  Бросить  все  это  надо,  стать  заодно,

вместе на защиту дома, тогда бы и врагов у нас не было. Даже если бы весь мир восстал про-

тив нас, все бежали бы от нашей огромной силы.

Мы  и  не  сознаем,  какая  в  нас  Божия  сила  и  жизнь,  люди,  мы  и  представить  себе  не

можем! Вспомните  пример Израиля. Всякий раз, когда Древний Израиль отступал от Госпо-

да, малые народы покоряли его; но стоило ему всей душой покаяться, как Господь спасал его,

и израильтяне с малым войском побеждали грозных врагов.

То же и с нами было бы, если бы мы объединились.

 

Вот уже существует единый центральный компьютер, в котором хранится огромное ко-

личество данных. Он их поглощает, поглощает; он назван «Зверь». Но «компьютер», который

находится в нас, намного точнее и тоньше, чем тот материальный.

Но наш «компьютер» поврежден. И монитор разбит! Ничего не  видно, все  кажется пе-

ревернутым. Будь наша душа мирной, беззлобной, простой и не рассеянной, то и экран был

бы чист, и не нужно бы нам было ни телефона, ни радио — ничего. Мы бы все могли видеть и

слышать вдали —  во  вселенной, не  только на земле. Человек пошлет нам мысль, а мы сразу

©услышим» и разговариваем.

 

Дорогой батюшка, Вы думаете, что этого возможно достичь в современной городской

среде?

Многого  можно  добиться, но  мало смиренных и кротких душ, которые  все прощают и

молятся Богу о предотвращении зла. Мало таких душ; будь их больше, зло бы не возобладало.

Сейчас  человеческий  род  объединяется  в  «новый  мировой  порядок». Торопятся, хотят

успеть до 2000-го года, а вот Европа объединиться не может, и они удивляются почему, ведь

они так преданно служат дьяволу, и сам дьявол жалуется, что из-зa православных не может

осуществить свой адский план. Не может, хотя и мы, православные, отошли от добра и часто

бываем хуже язычников и безбожников, а христианами зовемся. Но все-таки среди нас есть

смиренные и кроткие души, которые непрестанно молятся, чтобы Господь не попустил зла. И

ради  таких  душ  не  может  сатанинский  план  состояться,  ради  них  и  ради  невинных  детей

еще светит солнце и Бог благословляет нас.

А  если бы в каждом  доме, каждом хозяйстве, каждой организации была бы хоть одна

душа, преданная Богу, какая гармония воцарилась бы в мире! Я часто привожу пример од-

ной сестры, она приезжала с группой; тогда я еще  был в монастыре  Туман. Она хотела уво-

литься с работы и жаловалась мне, что не может больше, все обижают друг друга, ссорятся.

Она говорила: «Не могу больше, хочу искать другое место». — «Не надо, — говорю, — не ищи

другого места, все места заняты, на пенсию уходят немногие, лучше перестань воевать!» —

«Я ни с кем не воюю!» — «Не физически воюешь, — отвечаю, — а мысленно, а это тоже война,

ты недовольна положением,  в котором ты находишься». — «Но этого никто не может вы-

держать!» — говорит она. «Своими силами не может, а с Божией помощью сможешь. Ведь

никто не узнает, молишься ты или нет, это внутреннее дело каждой души. Тебя обижают,

а ты не обижай, не отвечай обидными словами и не только словами, но и в мыслях; вместо

этого молись Богу, чтобы Он послы им благого ангела, тогда и тебя Господь не забудет. Не

сразу у тебя все получится, но если будешь упорно молиться, увидишь со временем, как из-

менится круг твоих мыслей, заметишь, как люди меняются, и сама изменишься». Это было

в 1980 году в монастыре Туман.

Не  думал я, что она применит это в жизни. В 1981 году меня перевели сюда, в Витов-

ницу.  И  этот домик тут стоял, в нем  была кухня; сижу  я  под  этой старой айвой, и вдруг от

группы,  которая  направлялась  к  церкви,  отделилась  сестра  и  идет  ко  мне:  «Благослови,  ба-

тюшка!» — «Бог благословит!» — «Ох, отче, я не знала, что все такие хорошие!» — «На рабо-

те?» — спрашиваю. — «Да, все изменилось, это чудо, как все изменилось, никто больше меня

не  обижает,  да и я сама другая». — «Со всеми помирилась?  Как тебе удалось?» — «С одной

женщиной долго не могла помириться, но читала Священное Писание, вижу, Господь запове-

дал любить и врагов. Тогда я сказала себе: "Ты должна ее любить, как знаешь и умеешь, по-

тому что Господь этого хочет!"» И со временем непримиримые враги стали близкими друзь-

ями.

Если бы на каждом заводе, на каждом месте была бы одна такая душа, чтобы так могла

молиться! Видите, как строится мир! Кроткая и смиренная душа, которая все прощает и всех

любит, излучает мир, и мы в ее присутствии с Божией помощью освобождаемся от тяжелых

депрессивных мыслей.


 

 

Послушание — входной билет в рай

Мы  извержены  из  рая  за  непослушание.  А  ведь нам  дано  было  совершенствоваться  в

любви,  Господь  сказал  нам:  «Не  трогайте  это  древо!»  Значит,  из  этого  должна  была  разви-

ваться любовь — из доверия и послушания. И сейчас послушание — входной билет в рай, но,

к сожалению, мы постоянные нарушители.

 

Всякое добро исходит от Источника жизни; откуда исходит зло, известно...

 

Святые, ангелы, верующие люди не совершают чудес, их совершает Бог. Он всюду, Он

творит чудеса через нас, через святых и ангелов.

 

Отче,  мы говорим:  мы — небесный народ  *  и,  следовательно,  должны  спастись.  А мне

кажется,  что  каждый должен бороться за свою душу, чтобы внести лепту в общее спасе-

ние. Что Вы можете об этом сказать?

Не было бы столько зла, если бы каждый начал с себя. Нам бы хотелось каждого испра-

вить, и отца и мать, а они уже состарились, и мы не можем изменить их мнения.

 

Если дух человека смирен,

он переходит от познания к познанию

Мы  сами  для  себя  являемся  тайной.  Нас  удивляет,  как  наш организм  функционирует

без нашего  участия, потому  что  нет ни одной организации на свете, которая  бы так совер-

шенно осуществляла бы свои цели, как это происходит в теле человека.

Господь — тайна для всего творения. Господь — в нас, и поэтому мы тайна для нас са-

мих. А Господь открывается только смиренной и кроткой душе. Нам удается что-то узнать о

Нем, что-то нам открывается через природу, но нас повсюду окружает тайна. Если дух чело-

века смирен, он переходит от познания к познанию.

 

Тот, в ком царит правда и милосердие, обретет жизнь и будет избавлен от смерти.

* Имеется ввиду Косовский Завет. (Прим. пер.)

 

 

БЕЗ БОГА НЕТ ЖИЗНИ, ИБО ОН — ЛЮБОВЬ*

Мы, люди, когда молимся, совершаем свое молитвенное правило, делаем это рассеянно,

©для  порядка»,  в  молитве  не  участвует  все  наше  существо.  Мы  произносим  слова,  но  наше

внимание  где-то совсем  в другом месте, а значит, это не  молитва в духе и истине. Поэтому

святые  отцы  говорили,  что  молитве  должно  предшествовать  внимание.  При  внимательной

молитве мы понимаем, о чем мы молимся, мы сосредоточены на словах молитвы, на том, что

просим.

Когда мы обращаемся к человеку с просьбой что-либо для нас сделать, мы обращаемся

к нему всей душой и просим: «Сделай для меня это, я знаю, что ты можешь». Мы просим в

полной уверенности, что он не откажет нам. А как часто мы обращаемся к Богу формально,

лишь  бы  исполнить  правило,  а  сами  думаем  совершенно  о  другом  —  вспоминаем,  как  нас

обидели, или продумываем свои планы — о чем угодно, только не о молитве. Поэтому Господь

сказал, что Бог есть Дух, и, когда мы молимся, надо молиться духом, дух должен присутство-

вать.

 

О любви Божественной и любви человеческой

В нашу любовь, которая нам дана Господом, часто вмешиваются духи злобы и пытают-

ся  столкнуть  нас  с  пути истинной любви. Помыслы, которые  они внушают человеку, полны

телесных чувств сего мира — сластолюбия, пристрастия — и ведут к порабощению души.

Нередко человек так привязывается к человеку или вещи — золоту, дому, иному богат-

ству,  что  если его  лишить этого  предмета, он впадет в отчаяние. И  случается  так, что  бесы

доводят человека до полного отчаяния, и он отнимает у себя жизнь.

Разве это любовь? Видите, что любви, данной нам Богом, мешают духи поднебесные. А

Божественная любовь безгранична, она не знает разницы. По словам апостола Павла, любовь

— это совершенство, потому что Бог совершенен, Он не имеет изъянов. И, когда в нас живет

Божественная любовь в полноте благодати, мы можем охватить этой любовью не только зем-

лю, но  и всю  вселенную; тогда мы не  делаем разницы между родными и чужими — все  хо-

роши, добры, а себя мы считаем самыми худшими.

Когда  на  нас  нисходит  благодать  Святого  Духа,  мы  готовы  служить  всем,  чтобы  всем

было хорошо, даже маленькому муравью, который с трудом тащит свою ношу.

Значит, любовь — это жертва. Любовь жертвует собой ради ближнего.

 

О чтении Ветхого Завета

Все-таки «Песнь Песней» царя Соломона нужно читать позже, чтобы понять ее правиль-

но. Там  есть вещи, которые  требуют очень глубокого толкования, в ней заключена глубокая

мудрость, но она выражена так, что незнающий может истолковать все буквально и соблаз-

ниться.

 

Страдания приходят, когда мы удаляемся от Бога

Разумные  существа  страдают  из-за  того,  что  они  удалились  от  Бога  —  Источника  и

Средоточия жизни. И этим истощив в себе жизнь, страдают.

 

Все заботы Богу предадим

Когда наши близкие  рассказывают нам о своих проблемах, если в нас есть любовь, мы

внимательно  выслушиваем  их, сочувствуем переживаниям и бедам, потому что Господь со-

творил нас по любви, и мы — плод Божественной любви. Но и мы сами обременены своими

трудностями,  заботами,  волнениями,  слабостями,  и  нам  необходимо  освободиться  от  этого

бремени, а это сделать под силу только Богу, ибо Он — Носитель нашей немощи. Нам всегда

нужно быть в молитве, всегда обращаться к Нему за помощью, все заботы предавать Ему од-

ному.

Когда нам уже не под силу выносить то, что обременяет нас, воззовем к Богу: «Господи,

я не могу и своей немощи понести, а теперь на меня возложили еще это и то... Я не знаю,

как мне решить все эти проблемы, не имею таких сил. Хочу помочь другим и не могу, а им

может  показаться,  что  я  не  хочу,  и  тогда  я  еще  больше  страдаю».  И  когда  мы  от  всего

сердца помолимся Богу, когда предадим Ему наши беды и беды близких, когда сложим их к

Его ногам, тогда Он ослабит наши узы и устроит все по милости Своей. Пока мы не научимся

этого  делать,  мы  изо  дня  в день будем  все  больше  и больше  сгибаться под  тяжестью  забот,

своих и чужих, и однажды уже вообще не сможем разговаривать со своими близкими, будем

 

* Беседа в монастыре Витовница. 1984 год. Аудиозапись. (Прим. изд.)


 
 

 

напряженными и раздражительными и скажем: «Прошу тебя,  оставь меня,  я не знаю, что

мне с моими проблемами делать, куда мне еще твои».

Я все проблемы — и мои, и всех моих близких — предаю Богу и Пресвятой Матери Его,

чтобы Они все устроили, и Они устраивают. А что я могу, когда и с собой не могу справить-

ся?

 

Сердце в тишине

Бог хочет от нас мира и тишины, чтобы сердце было в тишине. Святые отцы говорят:

«Сведем  ум  в сердце, пусть он почивает там, дадим ему дело — призывать Господа на по-

мощь и быть в общении с Ним».

 

Любовь — непобедимое оружие

Любовь — самое сильное оружие. Нет той силы, нет другого оружия, которые способны

одолеть  любовь,  она  все  побеждает.  Но  нам  надо  научиться  не  пленяться  тварным,  а  всем

своим существом соединиться с Господом, как ангелы, в полноте благодати Божией.

 

О страдании людей и мучениях бесов

Все, что Господь сотворил, Он сотворил возвышенным, всякое создание. И падшие духи

были созданы совершенными существами, но из разумного совершенства они впали в низкое

мудрование, отпали от Источника жизни и стали искать утешение  в ложной жизни, в пред-

метах, во всем том, что ограниченно и временно. В этом их пища, в этом утешение. Они от-

пали от любви, но помнят свою жизнь под руководством Святого Духа, в благодати, и обма-

нывают людей, пытаясь копировать ее, давая ложное  утешение, только бы завоевать их ду-

ши. И люди идут за ними, увлекаются философией, различными науками и учениями, но все

они временны, и утешение слишком кратко, после чего наступает пустота, горечь и одиноче-

ство. Человек на земле даже и среди родных чувствует себя одиноким, потому что его приро-

да несовершенна. Плачут дети, плачут и родители.

Падшие духи, они, скажем так, тоже чувствуют одиночество и постоянно пытаются на-

вредить  друг  другу,  так  же  как  и  люди  грешат  здесь  на  земле.  Бесы  единомышленники  и

вместе всякое творят изо дня в день и так утешаются, но нет утешения. Вот так и люди ищут

утешения там, где его нет, пьют, бьют посуду, разбивают головы, и опять — ничего, не нахо-

дят  утешения.  Тогда начинают  искать в другом  направлении... И  тот, кто  соединится  с  Бо-

гом, найдет неизменный покой и неизменную радость.

 

Ангелы сопереживают нашим страданиям

Святые  отцы говорят, что ангелы сопереживают нашим страданиям. Они скорбят, что

мы  никак  не  можем  образумиться  и  обратиться  к  Богу,  возложить  на  Него  наши  заботы  и

страдания, а ведь Он отечески заботится о нас и обо всем, что с нами будет.

 

Бог — Всемогущий Создатель

всего видимого и невидимого

Здесь  на  земле  каждый  занят  своим  делом.  И  если  мы,  малые,  знаем,  что  нужно  сде-

лать, кого  и куда нужно поставить, и на какую работу, что же  говорить о Том, Который все

объемлет, Который обо всем, о малейших вещах мыслит, даже и о тех, что меньше атома. Он

— Бог, Он все  это создал, Он знает, как этим управлять. А наша задача в том, чтобы с Ним

соединиться, чтобы быть Его единомышленниками, ибо Он хочет, чтобы разумное творение,

отпавшее  от Божественной любви, от Него, вернулось к Нему, образумилось. Но  мы с боль-

шим трудом возвращаемся.

 

Постараемся не гневаться

Ведь  мы  знаем,  что  здесь  все  непостоянно,  все  переменчиво  до  дня  Страшного  Суда.

Так  что  будем  стараться  не  гневаться,  каждый  день  будем  учиться  жить по-христиански  в

ожидании Господа, а Он все устроит. И все будет лучше, чем мы представляем.

 

Совершенствование в добре или во зле

Здесь все изменяется, всегда изменяется. Ничто не стоит на месте и не остается преж-

ним — или совершенствуется в добре, или во зле.

 

 

Пока мы не претерпим много сердечной боли,

мы не научимся смирению

И пока мы не научимся смирению, много сердечной боли нам придется перенести. Гос-

подь стоит рядом и попускает нам принять боль под левое ребро, чтобы стало видно, сколько

там смрада. А мы говорим: «Ах он уязвил меня! В самое сердце! Простить не могу?!» Как же

ты не можешь ему простить, если ты сам такой же, и ты многих обидел и прогневал? Научись

хранить мир.

Пока мы не научимся терпеть сердечные скорби, мы не научимся смирению.

Святые отцы учат, что если мы сами не будем стараться смиряться, нас будет смирять

Сам  Господь.  Господь  будет  смирять  нас  с  помощью  окружающих  людей.  Кто-то  вызывает

наше раздражение, гнев — и так будет продолжаться до тех пор, пока мы не будем оставать-

ся спокойными, пока не усвоим этот урок. Вот приступает враг. Нападает на нас, а мы спо-

койны.  Он  со  всех  сторон  старается,  а  мы  смотрим  на него  тихо  и храним  душевный мир.

Мы не отдадим свой душевный мир так дешево.

И вот тогда душа станет смиренной и кроткой и с глубоким пониманием жизни идет по

этому миру. А люди смотрят и говорят: «Слушай, брат, ты был так вспыльчив, а сейчас та-

кой флегматик, тебе все безразлично». Но это не безразличие, а победа над злом.

 

Бог дает нам силы побеждать зло

Господь помогает нам  побеждать зло; и пока мы здесь на земле, мы должны его побе-

дить  с  Божией  помощью.  Господь  ждет  от  нас,  чтобы  мы  сознательно  отвергли  зло  и  всем

сердцем, всем существом своим обратились к Нему.

 

Как мы относимся к ближним,

так мы относимся и к Богу

Наши планы и интересы  запутывают нам  жизнь —  то одно, то другое, третье, четвер-

тое... Нам кажется, что мы ничего не добьемся, если ничего не будем планировать, продумы-

вать, предпринимать. Конечно, мы должны по совести работать и трудиться, но без спешки,

потому что именно в спешке враг берет над нами верх. В суете мы не обращаем внимания на

то, что мы кого-то обидели, или ущемили чьи-то интересы, или помешали кому-то, — все нам

некогда, мы заняты своими планами... И так всю жизнь согрешаем перед ближними. А когда

согрешаем перед ближним, согрешаем и перед Богом, потому что Господь таинственно почи-

вает во всякой душе. Как мы относимся к ближнему, так мы относимся и к Богу.

И нам невдомек, что мы сбились с доброго пути, если мы с любовью относимся только к

тем,  кто  нас  любит.  Мы  должны  быть  сынами  света,  чадами  Христовыми  с  Его  нравом  —

миролюбивыми, добрыми и полными любви.

 

Не противиться злому —

значит хранить душевный мир

Мы знаем, как Господь во время Своей земной жизни был внимателен ко всем, к каж-

дому, даже к Своим гонителям. Он — Бог Всемогущий, одной Его мысли или слова достаточ-

но, чтобы все рухнуло и исчезло. И Он указал нам путь, как научиться уклоняться от зла, ска-

зав: «...говорю вам: не  противься злому». То есть не  воздавай злом за зло, воздержись от от-

ветного зла даже к врагам — сохрани мир в душе. Противление есть зло, оно жаждет мести,

вызывает бунт, а это пища для падших духов. А когда нападающий не  встречает сопротив-

ления, оружие выпадает из его рук и он терпит поражение. Поэтому будем молиться: «Госпо-

ди, помоги мне сохранить мир в душе, научи меня быть тихим и кротким, как Твои ангелы и

святые». Будем думать о Господе, Родителе нашем, Который ждет, что мы вернем Ему то, что

Он дал нам ради нашего же добра, чтобы мы были участниками Его Божественной радости,

Божественного мира, Божественной жизни, чтобы мы не скитались в темноте, не мучались.

Будем постоянно призывать Его в молитве, искать Его.

 

Святые отцы молились:

©Господи, избавь меня от всякого забвения...»

Святые  говорят:  «Как только  мы просыпаемся,  наше внимание  должно  обращаться к

Богу, мысли должны устремляться к Нему, и так весь день, всегда, всегда мы должны пом-

нить  о  Боге».  Иоанн Златоуст взывает: «Господи,  избавь меня от всякого  неведения и забве-

ния...» — «избавь от  забвения», ибо  мы забываемся в предметах, вещах, работе, забываем о

Господе, о том, что Он рядом и что мы ради Него трудимся. Нам все кажется, что мы от лю-

дей  получаем  задание  (а  не  от Бога), и выполняем  его  как-то  безвольно, в нас  растет недо-

 

 

вольство и отпор. И так изо дня в день течет наша жизнь, и мы стареем, и вот уж жизнь на

исходе, а прошла она в постоянном сопротивлении.

 

Если не освободимся вовремя

от внутреннего сопротивления,

не сможем войти в Царство Небесное

И  вот теперь нам  надо  учиться Небесной жизни, а это  трудно, потому что прежде  мы

жили  односторонней  жизнью,  жизнью  сопротивления,  мы  привыкли  всегда  чему-то  проти-

виться. Всегда что-то не  по нашей воле, не  так, как мы хотим. Мы не привыкли к послуша-

нию, не умеем покоряться воле Божией, но все хотим по-своему. Нет, сынок, не можешь по-

своему, своевольных не принимает ни Небо, ни земля.

Поэтому будем благодарны Богу за все, и за то место, на которое Он нас поставил. Он

знает, для чего это, и Он извлечет из нас лучшее, когда мы смиримся. Мы должны помнить,

что где  бы мы ни находились и какое бы нам ни было доверено задание, Он нам его дает, и

Он руководит нами — верующие мы или нет, хотим или нет — мы исполняем Божий план.

Вот как много я вам наговорил, да поможет нам Бог быть добрыми.

 

Слово родителя  — святыня для детей

Ребенка надо особенно внимательно воспитывать до пяти лет, в эти годы формируется

характер. Приобретенные в этот период черты характера остаются на всю жизнь. В эти годы

родители должны научить ребенка послушанию, тому, что  для детей слово родителя  — свя-

тыня.  Но  видите,  немногие  родители  это  понимают  и  с  детства  учат нас сопротивлению  —

«скажи бабушке или дедушке, что не будешь...», вот с чем мы вырастаем.

 

Бесы действуют и через животных,

чтобы возмутить душу

Иногда духи злобы, чтобы возмутить душевный мир, действуют через животных. Пасет

человек стадо, и вдруг оно разбегается, туда-сюда, пастырь не может его собрать и гневает-

ся,  волнуется,  принимает  злые  помыслы,  думая,  что  они  принадлежат  ему.  Так  же  и  с  ма-

ленькими детьми.

 

Хочешь воспитывать — смирись

Родители говорят ребенку: «Не делай так!» или «Будь здесь!», а ребенок не хочет, не мо-

жет сидеть спокойно, потому  что  дети подвижны, они в постоянном развитии; и, когда на-

шалят, отец или мать часто бьют их. Но это не  способ научить ребенка послушанию; может

быть иногда и надо отшлепать, но всегда с любовью, чтобы ребенок чувствовал любовь и за-

боту,  а  не  страх.  Когда  даешь  совет  или  делаешь  замечание  в  гневе,  ничего  не  добьешься,

только  ранишь  и  себя  и  его.  Если  хочешь  направить  ребенка  на  верную  дорогу,  заслужить

доверие, прежде всего ты сам должен смириться. И если твой совет не принимается сразу, то

терпеливо  и  с  любовью  объясни  свою  точку  зрения,  и  тогда  тебя  услышат,  —  от  сердца  к

сердцу. А когда пытаешься любой ценой настоять на своем, ничего не получится. Всегда так.

А в ребенке будет расти и формироваться протест. И поэтому, когда ребенок не слушается,

не надо его бить, надо терпеливо объяснить, и он поймет и послушается.

Послушание  созидает, а самоволие  уничтожает. Ребенок должен быть послушен, тогда

он всю жизнь будет уважать старших, и не только старших, но и младших, он бу-ден внима-

телен ко всем. Но, к сожалению, мало на свете семей, в которых так воспитывают.

 

Хороший плач полезнее тридцати

успокоительных таблеток

В  медицинском  журнале  «Эликсир»  я  прочел,  как  один  психиатр  пишет,  что  для  всех

нервнобольных,  для  тех,  кто  находится  в  стрессовом  состоянии,  хороший  плач,  искренние

слезы  полезнее  тридцати  успокоительных  таблеток.  Видите,  как  важны  слезы.  Искренний

плач. Он также важен и для пожилых людей, и для детей, чтобы выплакаться и успокоиться.

 

О благодатных слезах

Есть разные слезы. Кто-то плачет из каприза, кто-то потому, что его обидели или огор-

чили. Кто-то плачет, потому что потерял близких, любимых, родных. Разные бывают слезы...

Есть покаянные слезы, за совершенные грехи, когда человек осознает содеянное и пла-

чет, это благодатные слезы — душа приходит в себя и омывается слезами. Да! Когда прихо-

дят слезы покаяния —  это  благодатный дар от Господа, который Он дает душе. И душа по-

 

 

степенно начинает освобождаться от забот этого мира и от самолюбия, предается воле Божи-

ей и успокаивается в ней; а когда успокоится, пребывает в умилении. Только душа, освобож-

денная от мирских забот, может пребывать в постоянном умилении. Молитва требует безза-

ботной (беспопечительной) жизни, потому что и самая малая забота может нарушить молит-

ву. Как соринка не дает человеку видеть, так и малая забота разрушает сосредоточенность и

молитвенный мир.

Мирная  душа, пребывающая  в Господе, готова обо  всем  плакать, когда видит страда-

ния  животных, растений, людей, —  она за всех страдает, не  может сдержать слез. Это зна-

чит, что в этой душе обитает благодать Божия, и это благодатные слезы, дарованные Богом.

Это спасительные слезы. Они ведут душу к смирению, совершенству христианской жизни. А

озабоченность препятствует этому. Знаете, хорошо Господь сказал, чтобы мы не обременяли

себя пищей, питием и заботами сего мира.

 

Спасительные слезы кроткого сердца

Слезы льются от сосредоточенной молитвы, когда нашего сердца коснутся слова Литур-

гии, вечерни, утрени, келейной молитвы. Святые  отцы говорят, что каждый из нас находит

какое-то  слово,  которое  касается  нашего  сердца,  когда  мы  молимся,  читаем  Псалтирь  или

какую-нибудь поучительную книгу, и оно вызывает слезы умиления. Когда в момент сосредо-

точения в нас всех умных сил мы со всей ясностью видим свои слабости и понимаем, как мы

согрешили против правды, истины и любви, на душу изливается дождь, который очищает ее

от грязи. Это — слезы. Да, тогда текут слезы. Поэтому святые  говорят, что если такое  слово

коснется сердца, нужно держать его в уме как можно дольше и не обращать внимания ни на

что другое.

Не  всегда и не  все  мы бываем  так сосредоточены на святой службе, чтобы заплакать.

Тот,  кто  освобожден  от  мирских  забот, кто  пребывает в умилении, может плакать всегда и

везде, потому что его душа смиренна и кротка и мысли почивают в Господе. А, например, я

не такой, и мне надо крепко дать по носу, чтобы я заплакал, заплакал, что у меня болит нос,

от  уязвленного  самолюбия,  что  унижена  моя  личность,  от  пощечины.  Эх,  вот  от  этого  могу

заплакать, но это не полезно, знаете. Спасительны лишь слезы кроткого и смиренного сердца,

а когда плачут от обиды, эти слезы не спасают, а могут еще и навредить.

 

О мысленной брани

Тебя  тяготят  помыслы  о  твоих  ближних,  ты  принял  близко  к  сердцу  обиду. Помолись:

«Господи! Освободи меня от переживаний и обиды...»

Ты страдаешь от их нападок, а если бы ты уклонился от ответного нападения, то был бы

спокоен.  Что  бы  они  ни  говорили,  как  бы  ни  нападали,  ты  бы  сохранил  мир,  а  их  нападки

лопнули бы как мыльный пузырь. Они вначале раздувались, раздувались, а от тебя — только

обезоруживающий мир и любовь, и они лопаются, как пузырь, и нет больше угроз, нет напа-

док.

Но если отвечаешь тем же, тогда — держись, тогда война! Ты такой же, как и они, тем

же оружием против них борешься, так ведь? А кто воюет, тому нет покоя, на поле битвы нет

мира, только смотри, с какой стороны появится враг, чтобы поразить тебя. Ты всегда насто-

роже...

 

О духовном покое

«Трудно сохранить покой.

 

Нет чистой молитвы в рассеянности

Мы постоянно в беспокойстве, со всех сторон нас одолевают искушения. А рассеянный

монах не возносит свой ум, чтобы чисто молиться Господу.

 

Иди сегодня, иди вперед, за Господом!

Бесы толкают нас с пути спасения. А мы, немощные, знаете, смотрим то в одну сторо-

ну, то в другую и говорим себе: «Подожди, вот это еще надо закончить» или «Сейчас, вот это

еще осталось, и покаюсь... и тогда, Господи, пойду прямо к Тебе и никуда сворачивать не бу-

ду». А бесам только того и надо, чтобы мы откладывали покаяние на завтра, на послезавтра...

А святые говорят: «Иди сегодня, иди вперед, за Господом!»

 

Над радостью духовной надо трудиться

Изо  всех  сил надо хранить душевный мир. Человек должен трудиться, чтобы всегда пребы-

вать в радости духа. А бесы хотят, чтобы мы все время были печальны.

 

  ДАЛЬШЕ....
Военная одежда|Энн Райс